Настя
«Поможем стать Крошке Еноту смелее». Коррекционно-развивающее занятие с использованием техник арт-терапии для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие на снижение страхов (тревожности) для детей средней возрастной группы с ТНР (ОНР) (от 4 до 5 лет) с использованием техник арт-терапии: «Поможем стать Крошке-Еноту смелее»
Выполнила: педагог-психолог А. С. Жук
Программное содержание:
- Совершенствовать умения: понимать эмоциональное состояние других по мимике; проявлять гуманное отношение к другим;
- Развитие творческих способностей, мелкой моторики руки, произвольности поведения; развитие доверия друг к другу;
- Снижение уровня тревожности, страха; создание положительной доверительной атмосферы; преодоление мышечных зажимов;
- Воспитание аккуратности, отзывчивости.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Крошка Енот», беседа «Когда нам страшно», просмотр картинок с эмоцией страха.
Материал: презентация, маракас, «полянка настроения», «волшебные эмоции», песочница, манка (песок, коробочка (по количеству, разноцветные камни (марблс или галька, запись со спокойными классическими музыкальными композициями, плотная клеенка (прозрачная или цветная, гуашь, кисточки, губки, карандаши, фломастеры, мандалы, повязки.
1. «Приветствие»
(Дети входят в группу, располагаются на ковре)
Психолог: «Доброе утро, ребята! Я вам предлагаю необычным способом поздороваться друг с другом.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА "ЗДРАВСТВУЙ"
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по площадке и здороваться со всеми, кто встречается им на пути. Здороваться надо определённым образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинками.
Маракас – обнимаемся.
2. Диагностика настроения
Психолог: Дети, давайте мы сейчас узнаем с каким настроением вы пришли на занятие?
Подойдите к полянке настроения и выберите тот цветок-настроение, который соответствует вашему настроению.
Дети находят цветок-настроение, который отражает их настроение, и прикасаются к нему рукой.
3. Элементы сказка- терапии
Психолог: Дети, посмотрите кто к нам пришел! (2-й слайд). Это Крошка Енот. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Крошка Енот!
Психолог: Он, кажется, испуган. Как вы догадались, что Крошка Енот испуган? (Ответы детей). Правильно у него большие глаза, брови подняты вверх, открыт рот (виде буквы «О»). А когда мы боимся, как вы думаете, какое выражение лица у нас? (Ответы детей.) Давайте покажем, как мы боимся? Когда мы боимся?
Дети: Крошка Енот чего или кого ты испугался?
К. Е. : Все дело в том, что у меня сегодня День Рождения и мама попросила меня нарвать к обеду сладкой осоки возле пруда. А я испугался того, кто живет в пруду и убежал. Заблудился, потерял корзину и совсем ничего не собрал. (озвучка слайда)
Психолог: Вы хотите помочь Крошке Еноту справиться с заданием, которое ему дала мама? (Да) Вы хотите, чтоб он перестал плакать, и перестал всего бояться? (Да) Хотите, чтоб он нашел корзинку, нарвал осоки и вернулся к маме? (Да)
К. Е. Вы сможете мне помочь, если выполните задания того, кто живет в пруду. А задания я отправил вам по почте. (Озвучка слайда)
1. «Если вы выполните мое первое задание, Крошка Енот найдет дорогу к пруду.» (слайд 3)
Арт-терапевтическая техника работы с песком «Дом умиротворения» Инструкция: • Закрой глаза, медленно опустите ладони на песок, возьми его в руки, пропусти сквозь пальцы, почувствуй прохладу и шероховатость песчинок. • Прислушайся к своим ощущениям. Ты чувствуешь себя спокойно и легко. Подари свои чувства «песчаной вечности». • Все страхи унесет песок. Он очистит и излечит. Подарит умиротворение. • Обрати внимание, возле тебя находится волшебная шкатулка, открой ее. В ней таятся волшебные камни. Ты можешь перестать бояться, нарисовав волшебный дом, где царит любовь и спокойствие, радость и нежность. • Но для начала давай избавимся от страха. Выбери из камней те камни, которые вызывают у тебя эмоции страха, злости, печали, засыпь их песком. Так, ты избавляешься от негативных чувств. • Теперь из множества камней, в которых хранятся тайны, возьми те камни, которые вызывают у тебя чувства умиротворения, спокойствия и радости, любви. Их может быть несколько. Положи их около себя. Нарисуй на песке дом, в котором тебе будет комфортно, уютно и безопасно. • Размести по контуру дома камни позитива, если желаешь, укрась свой дом. • Этот дом надежд и умиротворения - твой. Он полон любви и нежности, спокойствия и добродетели, он излучает свет исцеления. Скажи громко и уверенно – «Это мой дом безопасности». • А теперь закрой глаза и представь себе, что ты входишь в свой дом и положительные чувства и эмоции проникают в каждую клеточку твоего тела. • Нарисовав свой дом ты избавляешься от своих страхов и тревог. Ты не чувствуешь страха, у тебя теперь есть защита, стены твоего дома безопасности. • Открой глазки и возвращайся в наш любимый детский сад.
(слайд 4)
2. «Если вы выполните второе задание, Крошка Енот вспомнит где он оставил свою корзинку» (слайд 5)
Упражнение «Страхи» (рисование на клеенке)
Методика проведения: психолог предлагает ребенку изобразить свои страхи, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки. Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем можно: • подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным; • угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д. ; • заштриховать его; • избавиться от страха, смыв губкой с водой (клеенка останется чистой); • приручить его. (слайд 6)
3. «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, Крошка Енот перестанет плакать». (слайд 7)
"Слепой танец". Описание упражнения: "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку". В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
(слайд 8 озвучка)
К. Е. : Когда я увидел, как вы танцуете то сразу перестал грустить и у меня поднялось настроение. Я больше не боюсь
4. «Вы поможете Крошке Еноту собрать сладкой осоки, если справитесь со следующим заданием.» (слайд 9)
Упражнение «Раскрашивание мандалы» (Медитативное рисование) Инструкция. В работе с дошкольниками работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Существуют правила работы психолога при использовании мандалы: 1. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно. 2. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) ребенок выбирает самостоятельно. 3. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы. 5. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка. 6. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы. 7. Ребенок, при желании, дает название своей мандале. 8. После работы важно дать возможность ребенку проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу. Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Работа с мандалами включает в себя 3 этапа: 1. Организационный. Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования. 2. Основной. Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы: Почему ты выбрал этот «волшебный круг»? Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка). Что для тебя значат эти цвета? Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга». Что тебе было сложно делать, а что легко? Что ты сейчас чувствуешь? Ты доволен результатом? Хотел ли ты что-нибудь изменить? 3. Завершающий. После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место. Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать). Выключается музыка, психолог благодарит за работу.
Слайд 10
Психолог: Ребята, смотрите Крошка Енот нарвал осоки, значит он может отправиться домой к маме.
Слайд 11 озвучка
К. Е. : Спасибо ребята, вы помогли мне нарвать осоки, найти дорогу домой, и стать смелым как и вы! За вашу помощь и смелость я приготовил вам подарки, которые вручит Анастасия Сергеевна.
Педагог-психолог: Ребята, вы большие молодцы, и самые смелые и я хочу вручить подарки от Крошки Енота. (вручаются медали самому смелому, самой смелой).
Рефлексия:
Расскажите какое настроение у вас в конце нашего занятия. (Диагностика настроения, что мы делали? что понравилось?
Ритуал прощания.
Под музыку «От улыбки станет всем светлей» передают улыбку на палочке.