Щепелина Ольга Васильевна
Коррекционно — развивающее логопедическое занятие «Звуки [С]-[СЬ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить правильное произношение звуков С и СЬ.
Задачи:
1. Давать полную характеристику звуков С-СЬ. Дифференцировать звуки С и СЬ в словах, определять место звука в слове (начало, конец, середина, формировать навык чтения прямых и обратных слогов.
2. Развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную и общую моторику, речь.
3. Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Публикация «Коррекционно — развивающее логопедическое занятие „Звуки [С]-[СЬ]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях, дидактическое пособие «Камень и вата», карточки с артикуляционной гимнастикой для свистящих, вертушки для дыхательной гимнастики, профили звуков С-СЬ.
Тип занятия: коррекционно-развивающее, изучение нового материала.
Форма организации: работа в паре, индивидуальная.
Ход занятия.
І. Подготовительный этап:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Логопед: «Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!»
ІІ. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик» - улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Уголки губ максимально разведены. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние. Счет до 8.
«Трубочка» - вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах – «трубочкой». Удерживать под счет до 8.
«Заборчик-трубочка» - упражнения выполнять поочередно «Заборчик» - «Трубочка». Губы удерживать в каждой позиции 3-5 секунд.
«Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
«Дуем на лопаточку» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Можно дуть на вертушку или теннисные шарики.
2. Работа с профилем звука С.
- Посмотрите внимательно на профиль звука С.
- Губы открыты или сомкнуты?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
Правильное произношение звуков С- СЬ.
Логопед: А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь, покажите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх, чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём С---
Произнесём СЬ---
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
3. Характеристика звука.
- Звук С- согласный, при произношении воздуху проходить свободно мешают язык и зубы, твёрдый. Поставьте ладошку на горло и определите, молчит оно или дрожит, когда мы произносим звук С. Звук С глухой.
(также со звуком СЬ, но он мягкий)
4. Повтори прямые и обратные слоги со звуками С - Сь.
са-ся-ся-са
су-сю-сю-су
со-сё-сё-со
сы-си -си-сы ас-ась-ась-ас
ос-ось-ось-ос
ис-ись-ись-ис
юс-юсь-юсь-юс
Физкультминутка с элементами массажа.
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
5. Дефференциация согласных по твердости-мягкости. Игра «Камень - вата».
Дети распределяют между собой карточки «Камень» и «Вата». Логопед называет слова с твердым и мягким согласным С (гуси, пылесос, сено, сапоги, лось, самолет, письмо, бусы, сети, автобус, такси, весы). Дети проговаривают слова, диффериенцируют по твердости – мягкости звук С. Если в слове твердый С – говорят «камень», если в слове мягкий СЬ – говорят «вата».
6. Упражнение на развитие фонематического слуха. Игра «Разведчики» (Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях, стр. 26). Сейчас мы с вами будем разведчиками и постараемся точно разузнать, есть ли в словах звуки С, СЬ, где они находятся (начало, конец, середина слова? Слова: лиСа, Сухари, коСа, ириС, ноС, коСа, Спутник.
7. Деление слов на слоги. (Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях, стр. 25).
Слова: стрекоза, собака, сом, носорог, слон, сова, снегурочка, лиса.
8. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Снег скрипит».
1 - ходьба на месте, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторять 3-4 раза.
9. Выделение слов со звуками С-СЬ из скороговорок. Мнемотаблицы «Скороговорки».
У высокого куста Света видит аиста.
Семенит к скамейке гуся семейка.
Цыпленку на подносе сыплет просо Фрося; все косы у Фроси в просе.
ІІІ. Заключительный этап.
Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: Чем мы сегодня были заняты? Что вам понравилось? С какими звуками мы сегодня работали? Расскажите о них. Сегодня мы учились правильно произносить звуки С-СЬ и различать их. Вы сегодня молодцы!