Елена Майорова
Коррекционно — развивающая работа воспитателя в логопедической группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей.
Публикация «Коррекционно — развивающая работа воспитателя в логопедической группе,» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.
Конечная цель коррекционной работы : воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление навыков чтения и письма.
В своей работе с детьми могу выделить два основных направления: коррекционно-воспитательное, общеобразовательное. Работая воспитателем в логопедической группе, поняла, что в нашей работе всё должно быть взаимосвязано.
Поэтому совместно с логопедом активно участвую в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и осуществляю общеобразовательные мероприятия, предусмотренные массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др. развитие). При этом учитываю, что коррекционно-воспитательное направление является наиболее значимым, ведущим, а общеобразовательное – подчиненным.
Вся коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. В течение первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.
По окончании обследования логопед подробно сообщает о результатах своей диагностики (мини-педсовет или индивидуальная беседа, в параметры которой включаются: произношение звуков речи, их восприятие, воспроизведение слоговой структуры слова, состояние словарного запаса и грамматического строя, сформированность связной речи, уровень внимания, памяти, воображения, состояние пальцевой и артикуляционной моторики.
Опираясь на полученные от логопеда сведения, можно решить ряд практических задач: кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости, плохого зрения; запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики; учесть чье произношение придется тщательно контролировать и т. п.
В нашей группе коррекционная работа ведётся в течение всего дня.
Артикуляционная гимнастика с элементами дыхательной и голосовой выполняется в комплексе с пальчиковой в течении дня 3-5 раз.
Комплексы артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики подбираются совместно с логопедом в соответствии с лексической темой. Во время артикуляционной гимнастики обращаю внимание на основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваюсь четкости, точности, хорошей переключаемости. Основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, поэтому все упражнения объединяю в сказки или в стихотворения.
Например, артикуляционная гимнастика к лексической теме «Сказка».
Двери настежь распахни, сказка ждёт нас впереди.
Фея улыбается, сказка начинается.
Трубачи вовсю трубите! Всех на бал скорей зовите!
Из большущей тыквы этой будет Золушке карета!
Посмотрите – царь Кощей! Исхудал совсем злодей!
Конь бежит, земля дрожит, принц к невесте в дом спешит.
У ворот дракон лежит – путь к принцессе сторожит.
Крыльями дракон захлопал, конь копытами затопал.
В замок принц скорей вбегает – дверь дубовую толкает.
Пальчиковая гимнастика к лексической теме «Дождливая осень».
Ладошка – туча грозовая
Она огромная такая
Ворчала долго
И гремела
Никак утихнуть не хотела
Но вдруг из тучи грянул гром
Она расплакалась дождём.
(Проводится чтение стихотворения в сопровождении движений пальчиковой гимнастики)
Развивая мелкую моторику пальцев рук, использую Су-Джок терапию. Прокатывая шарик между ладонями, проговаривая чистоговорки, потешки, стихи с автоматизируемым звуком, дети не только массируют мышцы рук, но и закрепляют правильное произношение.
«Это ручка – правая, это ручка – левая,
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю.
Будет сильной – правая, будет сильной – левая,
Будут ручки у меня – ловкие, умелые».
Так же детям очень нравится самомассаж лицевых мышц.
Дед Мороз! Дед Мороз!
Щиплет щёки нам и нос.
Щиплет ушки,
Щиплет губки.
Забирается под шубки.
Давайте греться! Раз, два, три!
Всё как следует потри:
Носик, щёки, уши, губы.
Пар пошёл даже от шубы.
Ежедневно после сна проводится корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы и самомассаж варежками.
Изучение лексической темы осуществляю через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т. п.). В течение месяца на занятиях по развитию речи уточняю и активизирую словарь, а также совершенствую связную речь детей; углубляю и обеспечиваю формирование лексико-грамматических категорий.
На занятиях по рисованию, аппликации использую нетрадиционные методы и приё мы: рисование песком, мятой бумагой, ладошкой, пальцем, кляксографию, пластилинографию. Такие занятия развивают мелкую моторику, развивают пространственное мышление, уверенность в своих силах.
Работая над любой темой обязательно включаю дидактические игры:
• «Один – много» : употребление форм существительных во множественном числе;
• «Скажи ласково» : образование уменьшительно-ласкательных названий;
• Игры на образование притяжательных и относительных прилагательных;
• Игры на автоматизацию поставленных звуков;
• Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;
• Обязательно ведётся работа над предложением.
Приёмная, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня многократно активизирую и закрепляю новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, ребенок упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.
Звукопроизношение закрепляю на индивидуальных занятиях вовремя логочаса во вторую половину дня. Так же на логочасе предлагаю детям игры на развитие зрительного и слухового восприятия, на развитие фонематических представлений, на развитие лексики, грамматики, на развитие связной речи, на развитие моторики. Занимаясь индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в «Тетради взаимосвязи», все остальные дети заняты тихими играми, при этом учитываются особенности каждого ребенка. Такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности с мелкой моторикой,- ему предлагаю собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с конструктивной деятельность - сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т. п. Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь установлено зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь есть игры на развитие речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического восприятия. Развивающая среда логоцентра меняется 2 раза в неделю. В тетради взаимосвязи в графе «Отметка о выполнении» отмечаю, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.
Занимаясь с ребенком, обращаю внимание, чтобы проговаривался весь фонетический материал по тетради с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Весь речевой материал проговаривается громко, четко, медленно и добиваюсь того же от ребенка.
Планируя свою работу на неделю в раздел познавательно-речевое развитие включаю коррекционную работу. В графе «Комплексы на неделю» прописываю комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики. В логочас планирую индивидуальную и подгрупповую работу. Так же планируется коррекционная работа в режимные моменты.
В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.
И я могу отметить, что данная работа даёт положительные результаты.
Воспитатель и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у детей правильное произношение звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.