Ольга Симонова
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у звуков»
▼ Скачать
Цель: Создание условий для коррекционно-развивающей работы по формированию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе с учётом особенностей психофизического (речевого) развития детей
Программные задачи:
Коррекционно – образовательные :
формировать и закреплять представления ребё нка о живой природе в весеннем лесу: насекомые, птицы.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В гостях у звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
формировать умения ориентироваться в пространстве, пользуясь наречиями - антонимами : далеко – близко, высоко – низко, медленно – быстро.
Коррекционно – развивающие :
развивать фонематический анализ, синтез и представления, дифференцировать звуки [ш]-[ж] в словах и воспроизводить их в собственной речи, развивать слоговой анализ.
совершенствовать умения слушать и слышать, отвечать на вопросы педагога, пользуясь навыками объяснительной речи.
совершенствовать навык составления и чтения слов с изученными буквами.
развивать активность и координацию движений и звуков в процессе выполнения упражнений под музыку, развивать мелкую моторику.
совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:-к-,-ок-
Коррекционно – воспитательные :
вызвать нравственно-эстетические чувства в процессе общения с природой.
развивать коммуникативные навыки в общении со взрослыми и сверстниками, поощрять интерес к совместным игровым действиям.
Методическое обеспечение: компьютер, слайды, интерактивная доска, иллюстрации, дидактическая игра «Кубик кидай – слово называй», дидактическая игра «Умные гусеницы», счётные палочки, музыкальное сопровождение, игры на развитие координации речи с движением «Змея», «Жуки».
Предварительная работа :
Беседа по теме «Весна», рассматривание картинок;
Разучивание двустиший «Едет поезд наш волшебный…», «На волшебный поезд сядем…», «Звуки разные нужны…», «Приходите к нам …»;
Разучивание упражнений «Жуки», «Змея»;
Работа со схемами по развитию фонематических представлений.
Организация обстановки:
Музыкальный зал, дети входят в зал, стоят стульчики, два маленьких стола, дорожка - мостик
Ход совместной деятельности:
1. Организационный момент (создание положительного эмоционального фона, знакомство с гостем, объявление темы). Слайд №2.
Логопед: Ловит шарик, читает:
Так, так, так, ну всё понятно,
Предлагают звуки нам
Погостить у них немного,
Разгадать загадки там.
Спорят, думают, решают
Кто важнее, кто нужней?
Разобраться в чём же дело
Мы поможем им скорей! Путешествовать поедим
В страну звуков вместе мы.
Вот на чём же? Помогите!
На экран вы посмотрите
И картинку назовите.
Буквы первые найдите,
Из них слово вы сложите!
2. Основная часть (развитие фонематических процессов, грамоты, деление слов на слоги, развитие координации речи с движением, употребление слов антонимов наречий, развитие слухового внимания).
Слайд № 3. Дети называют картинку и определяют, какая буква должна появиться на экране.
Логопед: - Давайте прочитаем, какое слово получилось.
Дети: - Получилось слово поезд.
Логопед: - Так на чём же мы отправимся в страну звуков?
Дети: - Мы поедим на поезде.
Все вместе лицом к зрителям, имитируя движения руками и ногами:
Едет поезд наш волшебный
И колёсами стучит.
Логопед: - Не далеко?
Дети: - А близко.
Логопед: - Не медленно?
Дети: - А быстро.
Логопед: - Не высоко?
Дети: - А низко. Торопится, спешит.
Логопед: - Цепляйтесь, вагончики! Поехали. Слайд №4.
Логопед: Дети, посмотрите, куда мы приехали? Слайд №5.
Дети: - Мы приехали в лес.
Логопед:- Наши стульчики превратились в пенёчки, давайте сядем на них.
- Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас весна.
Логопед:- Правильно! Давайте подумаем, что же происходит весной?
Ответы детей.
- А какое время года в нашем лесу? Значит, какой лес перед нами?
- Как вы догадались, что в лесу весна?
Ответы детей.
Логопед: Дети, вы слышите? Слайд №5 (звучат звуки весеннего леса)
- Что вы только что услышали? Назовите!
Ответы детей.
Логопед: - А как назвать одним словом, всё то, что вы слышали?
Дети: - Мы слышали звуки!
Логопед: - Правильно. Вы слышали звуки, значит, мы с вами попали в страну звуков! Звуки бывают разные и их здесь очень много! Давайте их искать!
Логопед: - Кто это? Слайд №6
Дети: - Это змея.
Логопед: - Что змея делает?
Дети: - Змея ползёт и шипит.
Координация речи с движением : «Песенка змеи» (под музыку)
Логопед: - Молодцы! Посмотрите на картинки и подумайте, какой же звук прячется в лесу? Слайд №7
Дети: - В лесу прячется звук [ш].
Логопед: - А как вы догадались?
Дети: - Во всех словах есть звук [ш]!
Логопед: - Давайте проверим, правильно ли вы сказали? Слайд №7
Логопед: - Молодцы! Пойдём искать звуки дальше.
Логопед: - Где же мы сейчас с вами оказались? Слайд №8
Дети: - Мы пришли на весеннюю полянку.
Логопед: - Дети, послушайте! Слайд №8 (звуки насекомых).
- Что вы услышали на весенней полянке?
Ответы детей.
Логопед: - Совершенно верно. Посмотрите на картинки и подумайте, какой
ещё звук прячется на полянке? Слайд №9
Дети: - На полянке ещё спрятался звук [ж].
Логопед: - Как вы догадались?
Дети: - Во всех словах есть звук [ж]!
Логопед: - Молодцы! А кто это к нам ползёт? Слайд №10
Координация речи с движением : «Песенка жуков» (под музыку)
Логопед: - Какие звуки мы с вами уже нашли?
Дети: - Мы нашли звуки [ш] и [ж].
Логопед: - Чем они отличаются и что у них общего? Слайд №11
Ответы детей.
Логопед: - А кто мне скажет, чем отличаются звуки от букв?
Дети: - Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим, читаем и пишем.
Логопед: - Правильно. Звукарик предлагает вам выложить буквы из палочек, но сначала подумайте, из скольких палочек состоит буква Ш и буква Ж.
Ответы детей.
Выкладывание букв из палочек.
Логопед: - А сейчас, ребята, нужно помочь звукам составить слова.
Логопед раздаёт детям символы звуков с написанными буквами. Дети выстраиваются в слова: жук и шут, называют все звуки в словах, сколько всего звуков и где находится звук [ш], [ж]. Затем дети составляют предложения с этими словами.
Игра «Живые звуки» (дети сами выбирают символы с буквой)
Логопед: - На полянке ещё живут две умные гусеницы.
Одну гусеницу зовут Жанна, а другую Шура. Жанна собирает картинки со звуком [ж], которые состоят из трёх слогов, а Шура – картинки со звуком [ш] только из двух слогов. Поможем гусеницам? Кто хочет помочь Жанне? А все остальные помогают Шуре.
Игра «Умные гусеницы». Дети делятся на две команды.
Логопед: - Молодцы! Справились с таким сложным заданием!
Логопед: - Посмотрите, где мы сейчас с вами очутились?
Дети: - Мы пришли к ручью. Слайд №12
Логопед: - Что вы слышите? (шум воды). Ответы детей.
Логопед: - Чтоб ручей нам перейти, нужно по мостику пройти.
Но этот мостик не простой, этот мостик звуковой!
Слова скорей ты угадай и ласково их называй.
(пух, муха, круг, флаг, волк, ухо).
Логопед называет звуки, дети составляют из них слово и называют это слово ласково, чтоб появился звук [ш] или [ж], затем переходят по мостику.
Логопед: - п,у,х
Дети: - Пух.
Логопед: - Назови ласково слово пух, чтобы появился звук [ш] или [ж] в слове.
Дети: - Пушок. И т. д.
Логопед: - Молодцы вы справились с заданием, и перешли по мостику через ручей.
Логопед: Дети, посмотрите, Звукарик нам оставил кубик, он хочет, чтоб мы с ним поиграли. Нужно помочь звукам найти свои слова. Вы будите по очереди бросать кубик, и придумывать слово по схеме.
Игра «Кубик кидай – слово называй» Дети кидают кубик, на выпавшей стороне появляется схема (звук в начале, середине или конце слова). Дети должны придумать слово с заданным звуком и положением его в слове.
3. Завершение (рефлексия эмоционального состояния и настроения)
Логопед: - Молодцы! Вы отвечали на все вопросы, старались, выполняли все задания правильно и быстро, помогли звукам найти свои места!
Дети, посмотрите на экран, вот и Звукарик!
Слайд №13 (Звукарик задаёт детям вопрос)
Дети отвечают: - Звуки разные нужны, звуки каждые важны,
Ведь без них, без этих звуков говорить не сможем мы!
Логопед: - Дети понравилось вам путешествие в страну звуков? А что больше всего понравилось? С какими звуками мы сегодня играли?
Приедете ещё сюда? Ответы детей.
Звукарик очень доволен, что вы побывали у него в гостях, поэтому он хочет сделать вам сюрприз. Смотрите скорей на экран. Слайд №13. (Звукарик отпускает шарики).
Летят шарики, дети их ловят (дети ловят настоящие воздушные шары)
Логопед: - Всё, ребята, нам пора,
Собирайся детвора!
Дети: - На волшебный поезд сядем
И опять поедим в садик!
Логопед: - Повернитесь вы к гостям,
Попрощайтесь с ними.
Дети: - Приходите к нам ещё,
Очень рады были!
Цепляются в вагончики и под музыку «едут» в группу. Слайд №14