юлия решетова
Коррекционно — развивающая предметная среда для обучения неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе обучаются следующие категории детей с отсутствием экспрессивной (активной) речи:
- дети с двигательными нарушениями, ДЦП;
- дети с РАС;
- дети с системным недоразвитием речи;
- дети с нарушением интеллекта, дети с синдромом Дауна;
- дети с множественными нарушениями (двигательные нарушения, особенности развития и слуха)
На начальном этапе своей работы с неговорящими детьми мы используем
Публикация «Коррекционно — развивающая предметная среда для обучения неговорящих детей» размещена в разделах
- Неговорящие дети
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Сенсорно – интегративный метод
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств.
Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников. Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес, логопед, психолог
Связи с этим одна из основных задач детской деятельности –
Развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы.
Нашими специалистами разработано перспективное планирование на основе этого метода, в соответствии с которым нами проводятся занятия по лексическим темам с использованием оборудования из
Пособия «Сенсорный сундучок»
Многофункциональный игровой набор.
Основная задача: ознакомление ребенка со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов, а также способствование развитию осязания и мелкой моторики рук.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, в обеспечении наглядными подсказками.
В своей деятельности мы применяем систему обучения для детей с особыми потребностями - ТЕАССН (тич, разработанная на основе исследований Эрика Шоплера.
Нами адаптирован к условиям детского сада и внедрен такой компонент ТЕАССН – технологии, как структурированное обучение, в основе которого лежит использование зрительных опорных сигналов, помогающих детям сосредоточиться на актуальной информации.
Основными компонентами структурированного обучения являются :
- структурирование пространства;
- визуальное расписание;
- визуальный план деятельности.
Обязательным условием при организации пространства группы является наличие средств коммуникации, наличие коммуникативной папки или альбома, помогающие общаться ребёнку и окружающим людям.
В Коммуникативной папке используется
Альтернативная система для общения, когда используются не слова, а картинки - карточки ПЕКС.
В качестве средств коммуникации используются наборы фотографий:
- фотографии близких;
- фотографии с изображением любимых видов деятельности;
- фотографии, позволяющие сообщить о физиологических потребностях
(питье, еда, туалет);
- изображение эмоций ребёнка;
- фотографии, передающие базовые коммуникативные функции ребё нка: просьба о помощи, приветствие, отказ, согласие.
В работе с воспитанниками используется индивидуальное пособие
«Сначала – Потом»
Цель работы с пособием: осознание ребёнком последовательности действий с последующим поощрением.
Пособие расположено в индивидуальной папке ребёнка и представляет собой отдельный лист. В двух выделенных прямоугольниках напечатаны слова «Сначала», «Потом».
От прямоугольника «Сначала» стрелка идет к прямоугольнику со словом «Потом», под каждым словом расположены два квадрата, внутри которых наклеена лента для крепления сменных фотографий.
Под словом «Сначала» закреплена картинка с изображением занятия, которое не всегда нравится ребёнку. Под словом «Потом» - закреплено приятное занятие ( н-р: прогулка)
Дети начинали осваивать карточки с двух приятных занятий, это было необходимо для того, чтобы дети понимали последовательность действий во времени и причинно – следственную связь выполненной ими работы с последующим поощрением.
На следующем этапе мы ввели Визуальное расписание
визуальная поддержка предоставляет информацию о логике любого процесса, например
«Как правильно мыть руки»,
«В какой последовательности одеваться на прогулку»
«Сервировка стола»
Такие виды визуальной поддержки размещены в умывальной комнате и в фойе раздевалки, в групповой комнате.
Еще один из вариантов визуальной помощи «Визуальный Режим дня»
Это последовательность картинок (фотографий, которые отражают этапы деятельности ребенка в режимных моментах на первую и вторую половину дня. Детям необходимо заранее знать, что они будут делать в следующую минуту.
Визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершить в течении дня.
Преимущества:
- Обеспечивает ребё нка необходимой информацией:
o Какие привычные действия будут сделаны в этот день
o Какова последовательность событий в будущем
o Какие новые виды деятельности появятся
o Каких видов деятельности не будет
o Когда следует закончить одно, чтобы приступить к другому.
- можно возвращать детей к запланированным занятиям, которые они прервали или пропустили;
- убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова
- рост самооценки – с помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким и более безопасным;
- визуальное расписание может стать первым шагом на пути к чтению, когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.
Куда повесить расписание
Развешивать картинки визуального расписания необходимо в удобном для ребёнка месте, так, чтобы ребёнок мог сам обращаться к расписанию для коммуникации с вами.
Вместе с тем, то, что изображено на картинках должно неоднократно проговариваться взрослыми.
Использование Визуального расписания поможет детям решать разнообразные задачи самообслуживания, переходить к самостоятельной деятельности без помощи взрослого.
Структурированный подход в обучении и использование визуальных подсказок помогает направить самостоятельную инициативу ребенка в нужное русло.