Краснова Екатерина
Коррекционно-образовательная направленность работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения.
▼ Скачать + Заказать документы
Задача педагогической коррекции: путём системы специальных приёмов и способов обеспечить доразвитие и исправление недостатков развития слабовидящих детей.
Педагогическая коррекция достигается не механической тренировкой, а системой работы, направленной на развитие приёмов и способов зрительного восприятия, действенного активного наблюдения с помощью сохранных анализаторов и остаточного зрения, с помощью развития речемыслительной деятельности.
Публикация «Коррекционно-образовательная направленность работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения,» размещена в разделах
Коррекционно-педагогическая работа в разделе плеоптики строится на системе сенсорного воспитания дошкольного учреждения, которое подразделено на ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение их способами обследования. Работа направлена на совершенствование путей и средств сенсорного воспитания, на формирование методов и приёмов познавательной деятельности.
На этом этапе тифлопедагог проводит занятия по различению формы, ве-личины, цвета предметов, способствуя подготовке детей к ортоптическим мероприятиям.
Знакомство с формой предмета проходит в следующем порядке:
1) Усвоение геометрических фигур.
2) Сопоставление формы предмета с геометрическими образцами.
3) Анализ сложной формы.
4) Усвоение соотношения предметов по величине и по отдельным её изменени-ям.
5) Развитие глазомера.
6) Ознакомление с разновидностями геометрических фигур.
7) Овладение последовательным обследованием формы предмета с при-менением системы геометрических образов.
8) Аналитическое восприятие сложной формы и создание её из элементов.
9) Ознакомление с разными измерениями предметов.
10) Игры на внимание, наблюдательность, классификацию.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия цвета, величины и формы идёт одновременно, поэтому важна установка тифлопедагога детей на тот или иной вид деятельности (например: соотнеси по цвету, выдели по величине, отбери по форме).
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога в разделах ортоптики и стереоптики заключается в формировании тех способов зрительного восприятия, которые стимулируют центральные ямки обоих глаз в совместной деятельности, которые являются основой плоскостного и стереоскопического бинокулярного зрения.
На этапе ортоптики работа педагога направлена на формирование умения видеть двумя глазами одну точку, это вид упражнений и заданий на совмещение, наложение, слияние и т. п. (например: контурное и силуэтное изображение, закрашивание сюжетных картинок, матрёшки, пирамидки и др.).
На этапе стереоптики осуществляется формирование глубинного зрения, формирование способности чувствовать расстояние между предметами, здесь могут использоваться настольные игры «Футбол», «Бильярд», «Набрось кольцо» и др., подвижные игры «Попади в цель», «Сбей кеглю» и др., а также задания «Что выше?», «Что ближе?» и т. д. Данные игры и задания лучше выполнять на свежем воздухе.
Воспитатель специального (коррекционного) детского сада для детей с нару-шением зрения наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним от-носятся:
- создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;
- осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;
- повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (например: одно из утренних занятий воспитателя переносится на вечернее время, пунктуальное распределение времени работы в группе логопеда, медсестры по ортопии, тифлопедагога, выход на прогулку, строгое ограничение длительности занятий и т. д.).
Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, по-мимо общеобразовательных задач коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы. Пример выделения коррекционных задач можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Выделение коррекционных задач на фронтальных занятиях воспи-тателей в группах детей с амблиопией и косоглазием
Общедидактическая задачи:
* Формирование поня-тий (развитие мысли-тельных операций).
• Формирование представлений о внешнем виде предмета. • Формирование компенсаторных способов и приёмов восприятия на полисенсорной основе.
• Оперирование зна-ниями, умениями и понятиями в практи-ческой деятельности.
Коррекционные зада:
• Формирование приёмов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации.
• Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие мира (цвет, форма, величина и т. д.).
• Расширение объёма представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затруднено в естественных условиях (силуэты, контуры).
• Формирование представления о движущихся предметах и их восприятие на расстоянии.
• Формирование представления о деталях пред-метов, мало доступных для восприятия.
• Обогащение словаря и развитие образности речи на основе предметной отнесенности слова.
• Обучение детей выделять и узнавать
предмет среди других:
- по существенным признакам,
- на основе овладения приёмом сравнения.
• Обучение приёмам группировки, класси-фикации и обобщения знаний о предметах
и явлениях с целью формирования понятий.
• Обучение переносить знания, умения, понятия уровня внешней речи в самостоятельную практическую деятельность ребёнка.
• Обучение переносить знания, умения, понятия в самостоятельную творческую деятельность, в свободное пространство и с новыми для ребенка объектами.
Одним из основных коррекционных направлений в работе детского сада является развитие способов зрительного восприятия дошкольника с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности под руководством тифлопедагога и врача-офтальмолога.
В зависимости от возраста ребенка на фронтальных занятиях
решаются разные коррекционные задачи:
Младшая группа:
- формирование системы перцептивных (обследовательских) действий;
- накопление знаний и формирование чётких представлений об этало-нах;
- обогащение словаря и развитие образной речи, на основе предметной отнесённости слова.
Средняя группа:
- формирование приёмов целенаправленного восприятия (алгоритмизация по плану-символу);
- научить детей на полисенсорной основе с использованием
ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять пред-меты среди других, определять их свойства и назначение:
* по существенным признакам,
*на основе овладения приемом сравнения.
- научить приёмам группировки на подражание;
- учить переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в
самостоятельную практическую деятельность.
Старшая и подготовительная группы:
-формирование приёмов целенаправленного воспри-ятия по плану (старшая группа, владение планом (подготовительная группа);
- научить детей на полисенсорной основе с исполь-зованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предмет среди других, определять его свойства и назначение на основе овладения приёмом сравнения;
-научить приёмам группировки (старшая группа, классификации (подготовительная группа);
-учить обобщению знаний о предметах и явлениях окру-жающего мира с целью формирования понятий.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими на-рушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Можно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, пе-ред занятиями, во время занятий, между занятиями.
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах. Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):
- вправо-влево;
- вверх-вниз;
- далеко-близко (удалять и приближать предмет);
- по кругу - слева-направо;
- по диагонали - снизу-вверх;
- по диагонали - сверху-вниз.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.
Содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Эти за-нятия проводятся на полисенсорной основе при активном включении мыслительной деятельности ребёнка. Например, плетение ковриков обыгрывается в творческой игре «Магазин» или «Гости», воспитатель обсуждает с детьми удачное сочетание цветов, размера, стимулирует самостоятельность, творчество и т. д.
Сенсорное и физическое воспитание - основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду. Эффективным сред-ством коррекционной работы воспитателя является прогулка, где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, спо-собствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая об-становка на прогулке используется для формирования зрительных представле-ний детей, развития полисенсорного восприятия.
Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работ в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс в специальном дошкольном учреждении в целом такой же, как и в массовом, но имеет следующие существенные особенности:
1) Обязательное проведение зрительной гимнастики (разные виды).
2) Повышенное количество дидактических и подвижных игр (утром, на занятиях, на прогулках, во второй половине дня и др.).
3) Каждый вид деятельности и занятие имеет коррекционную направленность, каждая общая дидактическая задача имеет коррекционную.
Коррекционную направленность занятий определяет использование:
Специальной наглядности, учитывающей дефект зрения:
1) Размер наглядности в 1,5-2 раза больше, чем в массовом детском саду.
2) Более крупной фронтальной (до 15—20 см, и дифференцированной индивидуальной (1-5 см).
3) Использование фронтов, улучшающих зрительное восприятие при де-монстрации объектов.
4) Преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого, зелёного цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаза.
5) Использование подставок, позволяющих рассматривать объект в верти-кальном положении, указок для обведения контуров частей.
6) На фронтальных занятиях используется 3-4 предмета для демонстрации и 2-3 картины.
7) Наглядный материал должен быть хорошо виден по контуру, цвету, размеру и иметь определённое соответствие в пропорциях (например: дом должен быть больше машины).
8) На доске предметы демонстрируются в количестве 8-10 штук при размере 10-15 см. и 3-5 штук при размере 20-25 см., педагог должен следить за тем, чтобы они не слились в одно пятно.
9) Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 метра от глаз при демонстрации картин. Существенные объекты контурируются, не существенные можно заклеивать. Картину демонстрируют на определённом фоне, мелкие детали увеличиваются и демонстрируются отдельно.
Выбор методов и приёмов осуществляется с учётом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физминутки, как обязательной части любого занятия. Суженый сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат. Например, очень важно, чтобы ребёнок при составлении узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем использовал углы, правую, левую стороны, верх, низ, между и т. д., правильно воспроизводил направление, пространственное расположение фигур. Не нужно забывать про формирование движений руки при обследовании и восприятии предметов, которые необходимы детям вплоть до подготовительной группы, так как они способствуют развитию глазодвигательных функций. Для реализации методов, педагог кроме общедидактических приёмов должен также широко использовать и специфические приёмы.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
В индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок и при проведении занятий нужно учитывать тип высшей нервной системы, темперамент, характер, способности, склонности, интересы, уровень развития, остроту зрения и возможности каждого ребёнка. В зависимости от этих особенностей у каждого ребёнка будут разное время вхождения в контакт в процессе обучения, время выполнения заданий, своя реакция на оценку его деятельности и разная устойчивость внимания к работе.
Дифференцированный подход – это специфическая форма деления детей на подгруппы, основанная на типовых особенностях детей.
В специальном детском саду дети делятся на группы с учётом:
• остроты зрения;
• нарушения зрения в сочетании со сниженным интеллектом, нарушениями слуха, задержкой психического развития – эти группы носят временный характер.
Цель коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду идентична цели массовых дошкольных учреждений: разностороннее развитие личности дошкольника и подготовка его к школе, но для реализации этой цели в специальном детском саду необходимо выполнить минимум 4 коррекционные задачи:
1. Охрана и развитие зрительных функций у слабовидящих и частич-нозрячих, восстановление их до нормы у детей с амблиопией и ко-соглазием.
2. Предупреждение и коррекция вторичных отклонений, возникающих в результате неправильного воспитания в первые месяцы и годы жизни ребёнка.
3. Формирование и развитие у дошкольников с нарушениями зрения компенсаторных способов различных видов деятельности.
4. Создание благоприятных условий для развития, воспитания, обучения и социализации детей с нарушениями зрения.