Елена Торохова
Из опыта работы специалистов ДОУ по подготовке слабовидящих детей к школьному обучению.
▼ Скачать + Заказать документы
Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.
На современном этапе развития системы российского образования особое внимание уделяется подготовке детей к школьному обучению. Уровень школьной готовности определяет успех ребенка в дальнейшем обучении. Готовность к обучению предполагает наличие знаний, умений и способов умственной деятельности, сформированность необходимых личностных качеств, которые помогут ребенку преодолеть трудности, связанные с ломкой динамического стереотипа в период перехода из детского сада в школу.
Публикация «Из опыта работы специалистов ДОУ по подготовке слабовидящих детей к школьному обучению,» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Готовность к школьному обучению предполагает сформированность у детей сенсорных функций, обеспечивающих многостороннее восприятие окружающего мира и ориентировку в нем, требует развитого аналитического восприятия, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Ребенок должен владеть устной речью и элементами знаний. Очень важно, чтобы в нем были воспитаны навыки общения и жизни в коллективе. Работа специальных дошкольных учреждений помимо всестороннего развития детей с нарушениями зрения направлена на то, чтобы к семилетнему возрасту, слабовидящие дети могли начать систематическое обучение в школе.
Готовность к школе состоит из трех основных частей: физическая, умственная и личностная готовность. В конце дошкольного возраста необходимо провести обследование готовности ребенка к школьному обучению, к овладению учебной деятельностью. Для установления готовности к новой деятельности и новым ее условиям необходимо внимательно обследовать ребенка не только со стороны возможностей познавательной деятельности, но и с позиции возможностей использования в новых условиях тех знаний и навыков, которые он приобрел в предыдущий период жизни.
Наибольшие трудности в период предшкольной подготовки слабовидящие дети испытывают в плане умственной готовности. Ее отставание у слабовидящих детей объясняется недостаточной коррекционной направленностью воспитательной работы по формированию у каждого ребенка общих способов умственной деятельности. Подготовка к школе, по мнению Т. П. Свиридюк, на практике осуществляется путем формирования частных способов умственных действий (по математике, чтению, изобразительной деятельности, что не может обеспечить полноценную готовность ребенка к учебной деятельности.
При изучении готовности детей с нарушениями зрения к коллективной жизни и деятельности в школе следует помнить, что учебная деятельность, по сравнению с ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельностью, является общественной по содержанию и форме.
Наблюдения (Т. П. Свиридюк) за поведением детей с нарушениями зрения показывают, что значительная часть этих детей не включается в общение с педагогом, если он обращается не персонально к отдельному ребенку, а ко всему классу в целом. Они часто повторяют ошибки товарищей даже после того, как они были исправлены учителем. У большинства детей с нарушениями зрения в предшкольный период наблюдается низкий уровень мотивационной и особенно волевой готовности к школьному обучению. Причины низкой волевой готовности детей с нарушениями зрения к школе можно объяснить следующими фак-торами:
психофизическими особенностями развития ребенка (быстро наступающей утомляемостью, соматической ослабленностью и др.)
излишней опекаемостью этих детей в семье и детском саду, недостаточным вниманием взрослых к формированию волевых качеств личности;
Исследования состояния физического развития детей, страдающих нарушениями зрения, обнаружили некоторое отставание их по сравнению с нормально видящими сверстниками. Они часто физически ослаблены, легче подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. У некоторых детей обнаруживаются нарушения нервного статуса, сколиозы, вялая осанка, нарушение координации движений, плоскостопие. Наличие подобных дефектов, сопутствующих ослабленному зрению, отмечают М. И. Земцова, Л. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова и др.
Многие слабовидящие дети к моменту поступления в школу отстают в формировании физических навыков (бег, метание, прыжки). У таких детей отмечается затруднение в пространственном ориентировании при переключении с одного движения на другое, при выполнении заданий, связанных с передвижением по ограниченной и приподнятой плоскости. В содержание физического разлития входит и трудовая деятельность, в том числе и навыки самообслуживания.
Отставание в готовности к школе слабовидящих детей связано с недостаточной сформированностью у них компенсаторных приспособлений. Это предполагает компенсаторно-педагогическую направленность всей системы работы педагогов-дефектологов, что означает вооружение слабовидящего ребенка способами действий, которые обеспечат ему безболезненное вхождение в коллективную учебную деятельность в условиях классно-урочной школьной системы.
Обзор литературных данных позволяет констатировать, что проблема школьной готовности слабовидящих детей недостаточно изучена. Поэтому педагогический коллектив МБДОУ № 93 Московского района г. Н. Новгорода в рамках районной экспериментальной площадки предпринял успешную попытку изучить уровень готовности к школьному обучению наших воспитанников. Обобщение экспериментальных данных позволило разработать типологические группы детей, по уровню их психологической готовности к школе, и дана их подробная характеристика.
1 группу составляют дети с высоким уровнем готовности к школе, к ним относятся 28% дошкольников. Высокий уровень готовности к школе характеризуется тем, что представленные ребенку задания были выполнены практически без ошибок. Ребенок легко сравнивал, обобщал и находил отличия в предметах. Отвечал четко и правильно на поставленные вопросы. Помощь со стороны исследователя не требовалась. Ребенок действовал строго по инструкции. На выполнение задания требовалось немного времени.
2 группу составляют дети с умеренным уровнем готовности к школе, к ним относятся 36% дошкольников. Умеренный уровень готовности к школе характеризуется тем, что при выполнении заданий ребенок испытывал затруднения и допускал некоторые ошибки. В некоторых заданиях ребенок ждал помощи со стороны исследователя. У ребенка отмечались затруднения при сравнении, нахождении отличий и обобщений предметов.
3 группу составляют дети с низким уровнем готовности к школе, к ним относятся 36% дошкольников. Низкий уровень готовности к школе характеризуется тем, что ребенок выполнял большинство заданий с трудом и допускал много ошибок. Ребенок испытывал значительные трудности при сравнении, нахождении отличий и обобщении предметов и явлений окружающей действительности, с трудом отвечал на вопросы. Ему требовалась помощь исследователя.
Для 36% детей с умеренным уровнем готовности к школе необходимым условием успешного обучения является пополнение активного словарного запаса, расширение кругозора и развитие навыков мыслительной деятельности.
Для 36% детей, у которых отмечается значительное отставание в умственной готовности к школе, требуется проведение комплексной психокоррекционной программы, направленной на развитие умственных способностей.
Таким образом, проблема готовности к школьному обучению требует своего дальнейшего разрешения в рамках разработки психокоррекционных программ, рекомендаций, более детального рассмотрения уровней и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. -М. : РАО, 2001.-С. 29; 34-41; 54-57.
2. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - СПб. : Образование, 1995.-С. 81-82.
3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. -М. : Просвещение, 1998.-С. 109-110.
4. Свиридюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе. -НИИ педагогики УССР. : Рад. школа, 1 984.-С. 5; 14-15; 17-19; 24.
5. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. -М. : Полиграф-сервис, 2000.-С. 78-80; 97-99; 169-170.