Вероника Бурунина
Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности №5 «Лучики»
МБДОУ №40 «Солнышко» на 2021-2022гг.
Воспитатель: Бурунина Вероника Ильдаровна
1.
№ Раздел программы Мероприятия/индивидуальная работа Инструментарий
1 Развитие речи Создание речевой среды. Беседы, рассматривание альбомов, картин, игрушек. Использование дидактических игр для формирования словаря, совершенствования грамматического строя речи. Беседы. Ситуативный разговор.
ФИО детей Формирование словаря.
Публикация «Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
«Сервировка к празднику» Цель: названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда».
«Чего не стало?» (по лексическим темам). Цель: учить узнавать и называть предметы на картинках
Формирование грамматического строя речи. «Один-много». Цель: учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята, количество и т. д. «Волшебный мешочек», «Весёлый алфавит» Цель: учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Формирование звуковой культуры речи. «Найди и назови звук» Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. «Громко — тихо» Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
2 Художественное творчество Рассматривание иллюстраций в книге. Рассматривание альбомов.
Экспериментирование красками. Дидактическая игры. Раскрашивание силуэтов картинок.
ФИО детей «Раскрась и назови» (рисование карандашами или фломастерами) Цель: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); правильно сидеть за столом; учить рисовать штрихи; развивать желание рисовать
«Узоры и орнаменты» (рисование штампом; дорисовывание деталей) Цель: Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.
«Форма, цвет, линии» Цель: учить детей рисовать и закрашивать округлые формы; закреплять умение набирать краску на кисть. Развивать речь, мышление. Воспитывать аккуратность.
«Роспись, силуэт». Цель: «Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Вос-ть интерес в работе с пластилином.
3 Познавательное развитие Использование дидактических игр
ФИО детей «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
«Найди и подбери»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Волшебные бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
«Широкий –узкий, высокий-низкий»
Цель: формировать представление «широкое – узкое; высокое-низкое».
4 Ознакомление с окружающим (соц. коммун. развитие) ФИО детей Беседы, рассматривание альбомов, картин, игрушек, макетов.
Использование дидактических игр для формирования знаний о предметном окружении, явлений общественной жизни (семья, детский сад, больница)
Чтение детской художественной (познавательной) литературы согласно программе «От рождения до школы», 2020г.
Целевые ориентиры образования для детей группы компенсирующей направленности.
• Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
• Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
• Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
• Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
• Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
• Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами - заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
• Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
• Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
• Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
• Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников.
• Освоил нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя», может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии.
Критерии и показатели наблюдений развития детей подготовительной (логопедической) группы на 2021 – 2022 уч. год
Целевые ориентиры
по ФГОС ДО Показатели развития
Сформирован (С) Сформирован частично (СЧ) Не сформирован (Н)
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет самостоятельность в различных видах деятельности (игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.); способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Самостоятельно подбирает атрибуты к играм.
Самостоятельно выбирает участников для совместной игры и деятельности.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые действия, обогащает сюжет.
Умеет объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, поступать в соответствии с общим замыслом.
Проявляет творчество в играх.
Легко выбирает партнеров по игре, во время игры не конфликтует с участниками, может найти компромисс.
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Не всегда может самостоятельно подбирать атрибуты к играм.
Не всегда может самостоятельно выбирать участников для совместной игры и деятельности.
Не всегда приглашает сверстников к игре.
Не всегда может вести ролевые диалоги.
Ситуативно объединяется с детьми для совместных игр, согласовывает тему игры, поступает в соответствии с общим замыслом.
Не всегда может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Не всегда активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации. Не может самостоятельно подобрать атрибуты к играм.
Не может самостоятельно выбрать участников для совместной игры и деятельности.
Не приглашает сверстников к игре.
Не может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Редко рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Не активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации.
2. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется разных в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам. Способен придумывать разные роли для себя и партнеров по игре, игровые сюжеты.
Активно использует в играх предметы заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка семья, предметы мебели
Рисунки дополняет деталями по своему усмотрению. Самостоятельно придумывает рисунки. Ситуативно придумывает разные роли для себя и партнеров по игре, игровые сюжеты.
Периодически использует в играх предметы заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка семья, предметы мебели
Рисунки дополняет деталями по своему усмотрению, но чаще по просьбе взрослого. По просьбе взрослого может самостоятельно придумывает рисунки. Испытывает трудности с придумыванием ролей для себя и партнеров по игре, игровые сюжеты.
Редко использует в играх предметы заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка семья, предметы мебели.
Рисунки дополняет деталями по просьбе взрослого. Испытывает трудности к придумыванию и созданием рисунков.
3. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. Стремится к общению с окружающими, что-то сообщить, объяснить, попросить, задает вопросы, активно говорит с игрушками. Стремление к общению с окружающими ситуативно, в основном связано с желанием что-то попросить, иногда задает вопросы, активно говорит с игрушками. Отсутствует стремление к общению с окружающими, редко задает вопросы, в основном общается с игрушками.
4. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Умеет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и кнопки.
Развита координация движения (умеет бросать и ловить мяч)
Ориентируется в пространстве (относительно себя и других предметов)
Владеет основными видами движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, активно использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Создает небольшие постройки из конструкторов с разным скреплением деталей, мозаики.
Развиты физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) в соответствии с возрастными показателями.
Умеет самостоятельно одеваться, но испытывает трудности с застегиванием пуговиц и кнопок.
Развита координация движения (умеет бросать и ловить мяч)
Периодически испытывает трудности с ориентировкой в пространстве (относительно себя и других предметов)
Владеет основными видами движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Создает небольшие постройки из конструкторов с разным скреплением деталей, но предпочитает 1 или 2 конструктора, с помощью взрослого создает узоры из мозаики.
Не все физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) развиты в соответствии с возрастными показателями.
Не умеет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и кнопки.
Не развита координация движения (не умеет бросать и ловить мяч)
Испытывает трудности с ориентировкой в пространстве (относительно себе и других предметов)
Владеет не всеми основными видами движения (ходьба, бег, но трудности с прыжками, лазаньем, периодически использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
С помощью взрослого создает маленькие постройки из конструкторов типы «Лего», создает узоры из мозаики.
Физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) не развиты в соответствии с возрастными показателями.
5. Ребёнок способен к волевым усилиям может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Проявляет уважительное отношение к членам своей семьи, другим детям и взрослым (здоровается, прощается, благодарит за помощь и т. д.)
Адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Помогает взрослым в уборке помещения.
Умеет ухаживать за животными и растениями и стремится это сделать.
Знает элементарные правила дорожного движения.
Знает меры предосторожности с огнем, с острыми предметами. Не всегда проявляет уважительное отношение к членам своей семьи, другим детям и взрослым (здоровается, прощается, благодарит за помощь и т. д.)
Часто адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Ситуативно помогает взрослым в уборке помещения.
Умеет ухаживать за животными и растениями, но не стремится это делать.
Знает элементарные правила дорожного движения.
Знает меры предосторожности с огнем, с острыми предметами.
Чаще всего не проявляет уважительное отношение к членам своей семьи, другим детям и взрослым (здоровается, прощается, благодарит
за помощь и т. д.) адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Не всегда адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Отказывается помогать взрослым в уборке помещения.
Не умеет ухаживать за животными и растениями, но не стремится это делать.
Не знает элементарные правила дорожного движения.
Не знает меры предосторожности с огнем, с острыми предметами.
6. Ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; склонен наблюдать и экспериментировать.
Обладает знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, ознакомление с окружающим миром, и т. д. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
7. Открыт новому, т. е проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, профессионального искусства (музыка, танцы, театральная и изо деятельности).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну. Имеет представления о географическом разнообразии, многонациональности.
Имеет первичное представление о себе, семье, традиционных семейных ценностях. Проявляет уважение к своему и противоположному полу. Имеет начальное представление о ЗОЖ. Любознательный, наблюдательный, задает много вопросов из разных сфер социальной и природной жизни.
Стремится к знаниям.
Знает своё имя, имена членов своей семьи, воспитателей.
Знает героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья. Использует свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ребёнка легко заинтересовать.
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну. Имеет представления о географическом разнообразии, многонациональности.
Имеет первичное представление о себе, семье, традиционных семейных ценностях. Проявляет уважение к своему и противоположному полу. Имеет начальное представление о ЗОЖ.
Любознательный, наблюдательный, время от времени задает много вопросов из разных сфер социальной и природной жизни.
Стремится к знаниям.
Знает своё имя, имена членов своей семьи, воспитателей.
Частично знает своё имя, имена членов своей семьи, воспитателей.
Знает героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревьев, но иногда путается в названии их.
Не всегда может применять свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ситуативно ребёнка легко заинтересовать.
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну. Имеет слабые представления о географическом разнообразии, многонациональности.
Имеет представление о себе, семье, традиционных семейных ценностях. Проявляет уважение к своему и противоположному полу. Имеет небольшое начальное представление о ЗОЖ.
Нелюбознательный, ненаблюдательный, редко задает вопросы из разных сфер социальной и природной жизни.
Не стремится к знаниям.
Не знает своё имя, имена членов своей семьи, воспитателей.
Частично знает своё имя, имена членов своей семьи, воспитателей.
Знает героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревьев, но часто путается в названии их.
Не может применить свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ребёнка трудно заинтересовать.
Не проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну. Не имеет представления о географическом разнообразии, многонациональности.
Не имеет первичное представление о себе, семье, традиционных семейных ценностях. Не проявляет уважение к своему и противоположному полу. Не имеет начальное представление о ЗОЖ.