Елена Казеева
Коррекционная работа инструктора по физической культуре с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание является одним из самых важных направлений общей системы обучения и воспитания детей, в том числе и детей с теми или иными нарушениями речи.
Ни для кого не секрет, что физическое развитие и здоровье детей с нарушениями речи имеют несколько сниженные качественные показатели. Эти дети по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью или двигательной расторможенностью, дискоординацией, слабостью движений, слабой ориентировкой в пространстве. Они не способны к длительным волевым усилиям.
Публикация «Коррекционная работа инструктора по физической культуре с детьми младшего возраста» размещена в разделах
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Точное, динамическое выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения.
Опыт работы показывает, что ритм речи, особенно стихов, речевок, способствует развитию у детей координации. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Считалки привлекают детей, так как это соревновательное игровое начало. С помощью подвижных игр у ребят развиваются не только физические качества, но и речь, так как все они сопровождаются словами. Дети, начиная с младшего возраста, подражают голосам животных и птиц, что улучшает артикуляцию и вырабатывает хорошую дикцию, а также вызывает смех, тем самым улучшает их эмоциональное состояние.
Дети младшего возраста выполняют задания по образцу, показу, словесной инструкции, что позволяет решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Поэтому главная роль на занятиях отводится педагогу. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.
В связи с этим на занятиях по физкультуре, я использую несколько направлений коррекционно-образовательной работы через игру, так как игра – основной вид деятельности дошкольников.
Первое направление включает серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления – постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких. Для ослабленного детского организма правильное дыхание – залог здоровья. Обучение правильному дыханию, я провожу после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т. д.) Особого внимание обращаю на выдох: он должен быть медленным и в 2 раза продолжительнее вдоха.
Упражнения для коррекции дыхания :
«Погасили свечу». Стоя. Вдох – нос, выдох рот. Упражнение направлено на понимание механизма дыхания.
«Сдуть одуванчик». Стоя, руки на живот – глубокий вдох через нос (набрали воздух, медленный выдох через рот, губы трубочкой. Упражнение направлено на усвоение ритма полного дыхания.
«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок – глубокий вдох – поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-ух».
Упражнения направлены на согласование дыхания с движением, развитие дыхательной мускулатуры:
«Лягушка». Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед со взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка – сильный выдох с произнесением «ква».
Сбор урожая" - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох.
"Трубач" - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося "ту-ту-ту" (10 - 15 сек).
"Шину прокололи" - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - "ш-ш-ш".