Людмила Трофимова
Коррекционная программа для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области
«Лобненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Рабочая программа
Воспитатель :
Герасева Л. В.
Содержание
I. Пояснительная записка….3
II. Содержание коррекционной работы…3
III. Цели и задачи…. …4
IV. План занятий…5
V. Ожидаемые результаты…. …7
VI. Список литературы….8
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Коррекционная программа для воспитателей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Данная рабочая реабилитационная программа разработана для построения системы реабилитационной деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных областей и реабилитационной деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Программа рассчитана на 3 месяца.
Данная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 3-18 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, хозяйственно-бытовому и художественно – эстетическому, а так же единство социальных, воспитательных, развивающих, и обучающих целей и задач реабилитационного процесса.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Физическое и моторно-двигательное развитие.
Работа по физическому и моторно-двигательному развитию осуществляется в разнообразных формах, которые отражают тесную взаимосвязь коррекционно-воспитательной работы (подвижные игры, динамические упражнения и паузы. Прогулки, спортивный досуг и развлечения). Основной формой организации работы является занятия по динамическим упражнениям, которые проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность ребёнка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость. Занятия по динамическим упражнениям в плане решаемых задач связаны с подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, и т. д.
Хозяйственно-бытовой труд и социально-бытовая ориентировка.
Трудовое воспитание предполагает формирование навыков самообслуживания, гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых. Воспитание происходит в бытовой деятельности: в сменяющихся процессах умывания, одевания и раздевания например: на прогулку. Назначение и использования предметов гигиены, посуды, одежды. Участие ребёнка во всех процессах сопровождается положительными эмоциями, игровыми действиями. Процессу формирования данных навыков способствуют игры с бытовыми предметами.
Формирование представлений о себе и окружающем мире.
Содержание данного раздела непосредственно связано с игровой деятельностью. Формирование у детей представления о себе и окружающем мире осуществляется в ходе режимных моментов, совместных игр, прогулок, стихийно возникающих бытовых ситуаций, в повседневном общении.
В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей возникают познавательные установки «Что это такое?» и т. п. Ребёнок учится не только выделять предмет или явление из фона, но знакомится с функциональными качествами и назначением объектов, овладевает умением анализировать их.
Направления реабилитационной работы
Основными приоритетными направлениями разновозрастной группы являются:
-продолжать формировать у детей позицию ценного здорового образа жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; развивать у детей экологические представления, знания о природе и правилах поведения в ней.
-расширить рамки интегрированного обучения и добиться улучшения результатов детей в развитии;
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ :
Содержание рабочей реабилитационной программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и выстроено по принципу развивающему, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и развивающих целей и задач.
При выборе методик коррекции и реабилитации предпочтение отдается таким методикам, которые способствуют формированию познавательной, художественно – эстетической, социальной сферы развития. Реабилитационная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводится мини группами (не более 5 человек). Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления большей самостоятельности («Я – сам!») и обогащения его деятельности новым содержанием. Выполнение программных задач происходит путем использования основной единицы педагогического процесса - развивающей ситуации – форме совместной деятельности воспитателя и детей, которая планируется и организуется воспитателем с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдается игровому построению всего образа жизни детей.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Создание положительного настроения у детей, поддержание стремления к самостоятельности, не погасив его критикой неумелых действий ребенка, не подорвав его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры была содержанием детской жизни.
Данная цель реализуется через качественное выполнение задач «Программы», с учетом приоритетных направлений данной группы:
-способствовать благоприятной адаптации в условиях реабилитации мини группы СРЦН, установлению положительных взаимоотношений с воспитателем и детьми в группе;
-обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение основными видами деятельности и элементарными культурно – гигиеническими навыками;
-способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явлениях и пр. ;
-способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
-воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим;
-развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;
-развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно;
-формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью;
-воспитывать у детей любовь к матери, родному дому, своим близким, родной природе, родному городу, краю.
Разделы программы :
• игра;
• хозяйственно-бытовой труд;
• конструирование;
• формирование элементарных математических представлений;
• изобразительная деятельность;
• Физическое и моторно-двигательное развитие (Динамические паузы и упражнения);
• музыкальное восприятие.
Задачи программы :
Диагностические - организация наблюдения за уровнем развития речи детей, степенью понимания обращённой речи, определении уровня самостоятельности, способности воспринимать помощь, выявление степени дисциплинированности.
Коррекционные - побуждение к желанию наблюдать за изменениями в природе, коррекция недостатков памяти, внимания, восприятия (временного, пространственного, развитие и закрепление навыков переноса знаний и умений, развитие фразовой речи в ходе занятия, во время работы с картинами, музыкальными произведениями, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.
Образовательные - знакомство детей с различными рассказами, историями, стихотворениями, музыкальными произведениями, обучение пониманию их содержания; углубление и расширение представлений детей о явлениях природы, обучение умению связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений.
Воспитательные - воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру, отзывчивость и добрые чувства к людям, животным и растениям. Воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами. Воспитывать эстетические чувства. Воспитывать важные личностные качества (заботливость, бережливость, привычка к волевому усилию).
Коммуникация - социальная адаптация, накопление и формирование социального опыта; Формировать познавательные потребности и положительной мотивации к познанию нового.
Построение коррекционно-развивающей программы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребёнка.
IV. ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
Направления Задачи Количество занятий в неделю Время на 1 коррекционное занятие
Развитие ощущений и восприятия Развивать :
сенсорные возможности воспитанников.
константность восприятия.
ощущения (вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные).
восприятие пространства.
наблюдательность.
цветоразличие.
развивать представления о временах года и временных изменениях.
восприятие геометрических фигур.
2-3
30
мин.
Развитие мышления Развивать: наглядно-образное мышление.
развивать словесно-логическое мышление.
развивать мобильность и коммуникабельность.
3
30
мин.
Развитие памяти и представления Формировать:
точность представлений,.
умения самостоятельно выполнять задания.
полноту восприятий.
Развивать:
логическую память,
словесно-логическую память,
зрительную память.
2-3
30
мин.
Развитие внимания Формировать:
настойчивость,
самостоятельность,
дисциплинированность
Развивать:
произвольное внимание,
устойчивость внимания.
способность переключению внимания.
3
30
мин.
Развитие эмоций Развивать:
мимические
пантомимические мышцы
Формировать: привычку правильного поведения
3-4
30
мин.
Развитие творческих способностей Формирование: предметных представлений
Развитие: восприятия, цветоощущения, навыков обследования, графических навыков, представлений - воссоздающего и творческого воображения, эстетического вкуса, эстетических восприятий, зрительного восприятия (цвет листьев, неба и т. д.)
Коррекция : развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в малом пространстве.
3-5
30
мин.
Физическое и моторно-двигательное развитие
Формирование: ловкости, выносливости, воли, самостоятельности, чувства товарищества, сопереживания
Развитие: двигательной сферы (точность координации, правильной осанки, внимания, наблюдательности.
Коррекция : различных дефектов
физического развития, моторики и двигательных способностей, ориентировка в малом и большом пространстве.
10
10
мин.
Развитие музыкального восприятия
Формирование: представлений о музыкальных произведениях и их исполнении.
Развитие: музыкального слуха, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, эстетического вкуса, ориентировки в большом и малом пространстве.
Коррекция : слухового восприятия, эмоционального состояния.
5
30
мин.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
• наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик познавательных способностей и повышении содержательности познавательной деятельности;
• повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
• сформированность умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
• повышение родительской компетентности в вопросах физического и психического развития и здоровья ребенка;
• вовлечение в совместную работу родителей и ближайшего социального окружения по оказанию помощи в решении проблем ребенка.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Агафонова И. Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа «Я и мы». СПб, 2001.
• Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб. ,2003.
• Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1
• Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.
• Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М. : Просвещение, 1969.
• Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1
• Конвенция о правах ребёнка. - ЮНИСЕФ, 1999г.