Татьяна Михалева
Коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, которое происходит у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллектом. У таких детей отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Нарушение звукопроизношения – самый распространённый недостаток у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Его можно проследить на любом этапе. Такие нарушения становятся преградой в социальном плане детей дошкольного возраста, в их общении с окружающими. В такой ситуации очень большое значение для дальнейшего его развития играет воспитание и обучение правильного звукопроизношения. Именно ранняя коррекция проблемы предупреждает трудности дальнейшего развития и обучения ребёнка в школе. Важность помощи детям дошкольникам, имеющим нарушение речи, постоянно исследуется в научно-методической литературе, в трудах по организации логопедической помощи
Публикация «Коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
Исследования О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг показали, что нарушение коммуникации у детей связано с нарушением взаимодействия со средой. Исследования Хаустова А. В. направленные на изучение коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутизмом, подтвердили и углубили положения, что при детском аутизме отмечаются нарушения коммуникативных навыков, которые проявляются в виде несформированности базовых коммуникативных функций, социоэмоциональных и диалоговых навыков.
В нашем исследовании мы ставили целью проверить эффективность использования игровых упражнений в коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Эта цель достигалась путем опытно-экспериментальной работы. В исследовании участвовало 10 детей с ОНР III уровня из старшей группы. В контрольную группу вошли дети с ОНР III уровня, также 10 детей.
Для диагностики уровня развития навыков правильного произношения звуков использовались задания, предложенные Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичёвой и Л. Ф. Спировой.
Обследование звукопроизношения проводилось следующим образом: детям были предложены серии предметных картинок на каждый звук, которые они должны были назвать. Каждый из обследуемых звуков, в предложенных словах, находится в разных позициях: в начале, середине, конце слова и в сочетании с согласными.
Для обследования звуковой культуры речи использовался наглядный материал О. Б. Иншаковой, соответствующий методикам авторов Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичёвой и Л. Ф. Спировой.
На констатирующем этапе в обоих группах обобщенный показатель развития навыков звукопроизношения выявил средний уровень развития звуковой стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
После проведенного исследования был разработан и апробирован комплекс игровых упражнений для развития звукопроизносительной стороны речи.
Опираясь на данные, полученные при помощи диагностической методики, мы можем говорить о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в контрольной группе произошли минимальные изменения (один ребенок достиг высокого уровня в дифференциации звуков, но как и прежде преобладает средний уровень владения правильным звукопроизношением.
В отличие от контрольной группы, в экспериментальной группе произошли изменения. Так, В ЭГ количество детей правильно, отчетливо произносящих все звуки языка стало выше. Эти дети отчётливо произносят все звуки родного языка; умеют дифференцировать звуки на слух; хорошо сформировано фонематическое восприятие и речевой слух.
На два ребенка уменьшился низкий уровень. У этих детей остались дефекты в произношении звуков; отсутствует дифференциация звуков; плохо сформированные фонематическое восприятие и речевой слух.
Проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапа и сравнив данные, мы можем говорить о том, что уровень развития звукопроизносительной стороны речи у детей экспериментальной группы старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на контрольном этапе эксперимента повысился, что доказывает наше предположение о том, что игровые упражнения являются эффективным средством развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.