Оксана Верболь
Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с общем недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Гатауллина Виолетта Юрисовна
студентка 5 курса заочного отделения
факультета коррекционной педагогики и психологии,
ФГБОУ ВО «ШГПУ»,
г. Шадринск
Аннотация. В статье предлагается рекомендательная логопедическая технология по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР III уровня, намечены цель и задачи логопедической работы.
Публикация «Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с общем недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: звукопроизношение, общее недоразвитие речи III уровня, старшие дошкольники, логопедическая технология.
В настоящее время достаточно острой является проблема развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Ознакомимся с понятиями: звукопроизношение и общее недоразвитие речи.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы (В. И. Селиверстов [4]).
Общее недоразвитие речи – сложное речевое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и интеллектом нарушаются все компоненты речи : лексика, фонетика, грамматика (Р. Е. Левина [3]).
Проблемой звукопроизношения у детей с ОНР III уровня занимались многие ученые такие как: А. И. Богомолова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. Вместе с тем, современный этап развития логопедии характеризуется наличием острой потребности в конкретных методических разработках по исправлению нарушений произношения речи : исследователи указывают на неудовлетворительное состояние диагностических методик и коррекционного воздействия, на необходимость их совершенствования и оптимизации, на важность разработки новых технологий и методик, позволяющих максимально приблизить речевое развитие с ОНР III уровня к показателям нормативного онтогенеза (Ю. Ф. Гаркуша, О. Е. Грибова, С. Н. Шаховская и др. [1])
В соответствии с этим нами была выбрана методика обследования звукопроизношения у детей Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной; альбом логопеда О. Б. Иншаковой. Цель методики - выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС «Родничок» с. Алегазово, Мечетлинского района, Республики Башкортостана. В исследовании приняли участие 12 воспитанников старшей группы.
По данным констатирующего эксперимента для старших дошкольников с ОНР III уровня характерно недифференцированное произнесение звуков, т. е. замена одного звука другим (шапка – сапка); отсутствие звука, т. е. его пропуск в слове (береза – бееза); искажение звука (горловое [р]); смешение звуков, т. е. изолированно звук произносится верно, а в речи звук заменяется другим звуком.
Исходя из выявленных особенностей звукопроизношения старших дошкольников с ОНР III уровня, мы предлагаем рекомендательную логопедическую технологию, целью которой является коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР III уровня.
При разработке логопедической технологии нами учитывались следующие принципы:
1. Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»).
2. Принцип доступности реализовывался с учетом методов, форм и содержания обучения возрастным особенностям детей и их уровню развития.
3. Принцип индивидуального подхода предполагает при построении коррекционной работы с детьми учет возрастных и психологических особенностей, учет уровня речевого развития каждого ребенка.
4. Принцип системности определяет речь как систему. Коррекция речевых нарушений должна охватывать все стороны речевой системы (звукопроизношение, грамматический строй, фонематические процессы, лексика).
5. Деятельностный принцип определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию ведущей деятельности ребенка, что способствует созданию необходимой основы для позитивных сдвигов в его развитии.
6. Принцип динамичности предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала на занятиях.
7. Принцип единства диагностики и коррекции. При реализации данного принципа необходимо проведение диагностического обследования детей и на основе полученных результатов разработать индивидуальную коррекционную программу на каждого ребенка.
8. Принцип поэтапности предполагает последовательное построение коррекционной программы. Каждый этап характеризуется своими целями, задачами и методами воздействия.
9. Принцип наглядности. Этот принцип включает в себя применение на занятиях наглядного материала (картинки, предметы) с учетом индивидуальных особенностей и темы занятия.
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня осуществлялась в период с февраля по апрель. Проводились подгрупповые и индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Общее количество занятий – 26 (10 индивидуальных, 16 подгрупповых). Продолжительность одного занятия – 25 – 30 минут.
Для каждого занятия был составлен конспект, имеющий последовательную структуру и разное содержание, а также с учетом возрастных особенностей детей. Каждое занятие состоит из нескольких частей: организационная часть, основная часть, итог занятия, которые соответствуют целям и задачам занятия.
Организационная часть занятия направлена на создание комфортной атмосферы и положительного эмоционального фона между логопедом и детьми. Он включает в себя [2] :
- упражнение на приветствие;
- введение в тему занятия;
- целеполагание;
- постановка задач.
Продолжительность данной части занятия составляет 5 минут.
Основная часть длится 15 – 20 минут, и предполагает работу логопеда с детьми по заданной теме, т. е. игры и упражнения, направленные на коррекцию того или иного звука. Данная часть занятия включает в себя:
- артикуляционную гимнастику, элементы дыхательной гимнастики;
- уточнение артикуляции звука;
- работа над звуком : постановка, автоматизация или дифференциация звука;
- физкультминутку;
- развитие моторных навыков;
- развитие когнитивных функций.
Итог занятия – это заключительная часть занятия, имеющая продолжительность от 3 до 5 минут. В данную часть входит рефлексия и задание на дом (если это необходимо).
Разработанная нами логопедическая технология включает в себя три этапа:
I этап (январь) – это этап сбора и анализа информации о детях. А также проведение обследования состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР III уровня. На основе полученных данных и в качестве результата является анализ и обработка полученных результатов. Составление логопедической технологии.
II этап (февраль – апрель) – этап реализации логопедической работы.
На данном этапе поводится основная коррекционная работа по устранению дефектов звукопроизношения, а именно:
1. Отсутствие сонорных звуков : [р], [р`], [л], [л`].
Для устранения данного вида нарушения звукопроизношения проводится следующая работа:
a) постановка звуков. Проводится работа по формированию артикуляции и обучению произношению звука изолированно.
b) автоматизация поставленных звуков :
- в слогах;
- в словах;
- в предложениях.
2. Замена звуков. Проводится работа по дифференциации следующих групп звуков :
- Свистящих: [ц] – [с], [с] – [ш].
- Шипящих: [ш] – [с], [щ] – [с], [щ] – [ш], [ж] – [з], [ж] – [ш].
- Сонорных: [л] – [в], [л] – [у], [р] – [л].
III этап (май) – проведение повторного обследования детей с целью анализа и сравнения полученных результатов с результатами первичной диагностики. Подведение итогов работы и корректировка коррекционной программы для дальнейшего использования в логопедической работе.
Логопедическая технология по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня основывалась на анализе логопедической программы, разработанной Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [5].
Список использованных источников:
1. Бутусова, Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Бутусова. – М. Детство- Пресс, 2012. – 303 с.
2. Кантур, Т. Г. Преодоление нарушений звукопроизношения с использованием игр и практических игровых упражнений [Текст] / Т. Г. Кантур, Т. Г. Сидорова // Логопед в детском саду. – 2013. – № 3. – С. 37- 44.
3. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] / Левина, Р. Е. // Логопедия. Методическое наследие. - М. - Кн. V. : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи : Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М. : 2003. – 144 с.
4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – С. 149 –150. – 400 с. – 25 000 экз. – ISBN 5-691-00044-6.
5. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М. : Просвещение, 2009. –210с.