Валентина Губина
Коррекция звукопроизношения с использованием народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны. Игра детей всегда сопровождается речью.
Публикация «Коррекция звукопроизношения с использованием народных игр» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
В процессе игры вовлекается вся личность ребё нка: его психологические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребность и интересы. В игре ребёнок активно действует, говорит, использует свои знания.
Именно игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте помогает в формировании системы коррекции звукопроизношения. Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, в том числе - народные игры. Психологи и педагоги указывают на большие возможности использовании народных игр в речевом развитии детей. Пранализировав основные дефектные произношения звуков и собрав картотеку народных игр, составили программу логопедических игр, состоящих из 10 занятий по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня.
Программа логопедических занятий по коррекции звукопроизношения с использованием народных игр.
Цель программы. Обеспечение системы средств и условий для устранения нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня с псевдобульбарной дизартрией лёгкой степени и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством народной игры. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы начальной школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
№ Вид занятия Название народной игры
1 Автоматизация звука «С» «Барашек» Молдавская народная игра.
2 Автоматизация звука «Ш» «Мороз» Белорусская народная игра.
3 Автоматизация звука «З» «Пчёлки и ласточки» Русская народная игра.
4 Автоматизация звука «Ж» «Ёжики и мыши» Белорусская народная игра.
5 Автоматизация звука «Р» «Король Мавров» Эстонская народная игра.
5 Дифференциация звуков «Ш-С» «Собери яблоки» Туркменская народная игра.
6 Дифференциация звуков «Р-Ш-С» «Курочка, цыплята, коршун» Русская народная игра.
7 Дифференциация звуков «Ч-С» «Птицелов» Русская народная игра.
8 Дифференциация звуков «Р-Ц» «Лошадки» Молдавская народная игра.
9 Дифференциация звуков «Л- Л*» «Заря» Русская народная игра.
10 Дифференциация звуков «К-Г» «Серый волк» Татарская народная игра
Ожидаемые результаты: Улучшение звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня с псевдобульбарной дизартрией лёгкой степени благодаря системе использования народных игр.