Папки-передвижки

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Якубова Мария Александровна
Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях - это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия. Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника - это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом».

Публикация «Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современное научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

В классических учебниках психологии четкая формулировка понятия «эмоциональный комплекс» отсутствует. Комплексом называют соединение отдельных психологических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов.

Коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательное развитие детей является актуальной проблемой. Поскольку эти составляющие влияют и на формирование личности ребёнка, и на процесс обучения, на взаимоотношения с окружающими людьми, жизнь в обществе, важное значение приобретает развитие мыслительных процессов, а так же правильное воспитание детей, профилактика тревожности, агрессивности, страхов. В решении задач терапевтического, педагогического, адаптационного и реабилитационного аспекта, значительна роль изобразительной деятельности - арт-терапии.

Цель исследования: изучение влияния методов рисования на коррекцию эмоциональных комплексов детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность понятия «эмоциональные комплексы», причины их возникновения у детей;

- изучить состояние данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов;

- рассмотреть сущность и основные принципы арт-терапии;

- изучить влияние методов арт-терапии на коррекцию эмоциональных комплексов детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Объект – эмоциональные комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет – тревожность, страх, гиперактивность, агрессия, замкнутость, застенчивость, как проявления эмоциональных комплексов.

Гипотеза: использование специально организованной коррекционно-развивающей программы, в основе которой лежит рисование детьми своих душевных переживаний и страхов, представляется наиболее оптимальной и реально приемлемой формой коррекционной работы в условиях детского дошкольного учреждения и окажет положительное влияние на коррекцию эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы: проективный тест «Рука», проективная методика «Выбери нужное лицо» В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки для диагностики тревожности у детей, анкета по выявлению тревожного ребенка для родителей, методика «Исследование уровня агрессивности детей 3-7 лет» А. А. Реана, методика «Исследование уровня импульсивности детей 3-7 лет» А. А. Реана.

В современных условиях проблема эмоциональных комплексов детей является особенно актуальной. Наличие эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста отмечают и родители, и воспитатели, и учителя.

Плодотворно решать коррекционные задачи возможно в ходе изобразительной деятельности. Рисунки - изображение действительности отражают внутренний мир ребёнка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение. Практическая изобразительная деятельность направлена на отражение собственного видения мира детей доступными для своего возраста художественными средствами, в процессе которой контроль так называемого «цензора сознания» ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному.

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование является наиболее эффективной. Поскольку рисование является основным средством выражения чувств ребенка, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой, рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской коррекции. Следует также добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей. Кроме того, ребенок даже во время одной сессии может идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка, поэтому при работе мы чутко отслеживали все возможные изменения фокуса эмоций. Уже первая — диагностико-коррекционная сессия — дает обильный материал для индивидуальной консультации родителей.

Коррекционная работа с применением арт-терапии проводилась с экспериментальной группой детей дошкольного возраста, состоящей из 14 детей. Состояние детей отслеживалось в течение 3 месяцев в ходе проведения коррекционной работы. Методика оказалась наиболее эффективной при повышенной тревожности, импульсивности и агрессивном поведении. Негативных последствий применения методики на исследуемой выборке детей не выявлено.

Приобщая детей к художественному творчеству, психолог должен способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности. Важнейшим условием творческого эстетического отношения можно считать умение ощущать гармонию цветов, красок, форм, контуров, а так же замечать необычное, наиболее выразительное, характерное. В основе процесса обучения изобразительной деятельности должен лежать исследовательский принцип приобретения знаний. Только когда ученик самостоятельно находит решение проблемы и делает правильный вывод, тогда можно говорить об их прочном усвоении. Для детей важен процесс обсуждения будущей работы, предваряющий практическую деятельность. Он является отправным толчком рождения художественного образа в детском творчестве. В работе с детьми необходимо идти от этого образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Это становится побудителем, вызывающим желание передать свои впечатления и переживания в художественной форме. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления: прогулка в лес, посещение театра, музея, праздники, жизнь и отношения в коллективе. Плодотворно влияет на развитие творчества, создание определённой установки, настроения использование на занятиях музыки.

В ходе совместной деятельности психолога и ребенка осуществляется, развитие познавательных процессов, происходит формирование эмоционально - волевых качеств личности.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Увлекательные загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Цель: расширение детского кругозора. Задачи: -развивать внимание, мышление, воображение, словарный запас детей, обогащать речь; -учить.

Игры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возраста ИГРА "ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО"Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка, Угадайте-ка,.

Игры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возраста ОДИНПоиграть решили дети, Встали в круг все, кроме Пети. Он один не захотел И, надувшись, в угол сел. Но прошла одна минутка - Разревелся.

Картотека «Весёлые игры для детворы» для детей дошкольного и младшего школьного возрастаКартотека «Весёлые игры для детворы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Картотека зимних и новогодних загадок для детей дошкольного и младшего школьного возрастаКартотека зимних и новогодних загадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. Летом одевается, зимой раздевается (лиственный лес) 2. Живёт - лежит, умрёт - бежит (снег) 3. Две палашки бегут в лесок, загнув носок.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.

Весёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответамиВесёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответами Описание: данный материал можно использовать воспитателям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для проведения.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 27 января 2022 в 16:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Якубова Мария Александровна (УИ 1224213) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД