Ляшенко Леана
Коррекция тревожности у младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция тревожности у младшего дошкольного возраста
В обществе всегда был достаточно высокий процент детей с эмоциональными нарушениями, что проявляется в тревоге у детей, а также может оказать влияние на ход психического развития. В такой ситуации дети могут чувствовать себя напряженно, незащищенно, а также с трудностью устанавливать контакт с другими людьми. В качестве одной из частых причин возникновения у детей дошкольного возраста тревожности может выступать напряженные отношения с родителями и сверстниками.
Публикация «Коррекция тревожности у младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Тревожность необходимо своевременно диагностировать. Такая необходимость вызвана тем, что высокий уровень тревожности может повлечь весьма серьезное негативные последствия, в том числе снижение общего уровня здоровья ребенка. В решении этих проблем можно использовать метод игровой терапии, который снимает тревожность и напряжение, а также повышает самооценку ребенка.
Гипотеза исследования: применение таких терапевтических средств, как игротерапия, в ходе специально организованных психокоррекционных занятий, продуктивны и способствуют снижению уровня тревожности дошкольников.
Для проверки гипотезы были выбраны следующие методики для диагностики уровня тревожности :
1)Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
2) Проективная методика “рисунок человека” по интерпретации Венгера А. Л.
3) Опросник для выявления уровня тревожности Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. (для воспитателей).
4) Составленная исследователем анкета для педагогов для выявления тревожных детей со стороны педагогов- воспитателей.
5) Проведение коррекционной программы с элементами игровой терапии по снижению тревожности у детей дошкольного возраста.
Выборка:
В диагностических экспериментах и последующих коррекционных занятиях по игротерапии участвовало 19 детей, возрастом от 5-7 лет (11 мальчиков, 8 девочек) с повышенным уровнем тревожности.
Процедура
Этапы исследования:
1) Предварительный этап исследования. Проводился констатирующий эксперимент, который включал в себя первичную диагностику детей, выявления их уровня тревожности. После выявления уровня тревожности формировалась группа детей, с которыми проводилась коррекционно-развивающая программа.
2) Была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа с элементами игровой терапии и коррекции тревожности на основе работ таких ученых, как Д. Леви, Г. Л. Лэндрет и др. Цель программы - снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста с помощью специальных коррекционно- развивающих занятий с элементами игровой терапии, в нее взяты следующие этапы по А. И. Захарову: объединения детей в группу, рассказы, игры, обсуждения. Например, присутствуют обсуждения: беседа «Как надо бороться с трудностями». Также многие игры, приведем некоторые из них: «Спрятанные проблемы», «Росточек под солнцем», «Гусеница» и многие другие. Проводятся также в конце занятия по саморефлексии.
Задачи программы были следующими: обучить детей приемам определения своего тревожного состоянием и овладения своим волнением; научить детей использовать способы и приемы снятия психоэмоционального напряжения. Режим занятий: 10 занятий (40-50 минут) 2 раза в неделю, после каждого третьего занятия повторная диагностика по Тесту тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен и Рисунок человека. Программа коррекции разделена на три этапа:
1. Знакомство;
2. Обогащение эмоциональной сферы детей, осознание ими своего эмоционального состояния и умение детьми управлять своими эмоциями;
3. Коррекционная работа, направленная на снижение уровня тревожности у детей.
Каждое занятие имеет следующую структуру: ритуал приветствия; разминка; основная часть занятия; рефлексия и ритуал прощания. В программе используются сюжетно-ролевые, ролевые, подвижные, игры на имитацию животных, сочинение хорошей концовки для сказки. Занятия проходили в формате тренинга, дети садились в круг.
Необходимый материал для проведения программы:
- просторная комната с достаточным количеством стульев;
- листы бумаги А4;
- цветные/простые карандаши и фломастеры;
- воздушные шары;
- телефон с проигрывателем;
-маленькая коробка.
4) После составления программы для детей дошкольного возраста, проводилась реализация плана коррекционно-развивающей программы с элементами игротерапии.
5) Мониторинг изменений тревожности. В процессе реализации коррекционно-развивающей работы проводилась диагностика тревожности после каждого третьего занятия с целью выявления изменений тревожности детей и ее динамики.
6) Проведение контрольной диагностики, которая позволяет сравнивать входные результаты тревожности детей с конечными результатами после проведение коррекционной работы.
Диагностирование тревожности измерялось при помощи тестов: «тест тревожности Тэмпл, Амен, Дорки» и «рисунок человека». В рисунке человека количественная составляющая тревожности основывалась на подсчете элементов, которые обозначают тревожность.
Результаты
По методике “Опросник для выявления тревожности Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко” были получены следующие результаты: в выбранной группе превалирует часть высоко тревожных детей – 10 детей (53%, после достаточно высок процент детей со средней выраженностью тревожности – 7 детей (37%) и 2 человека (10%) с низким уровнем тревожности.
По результатам методики «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен» в ходе констатирующего эксперимента. Данные результаты соотносимы, которые были получены по по методике «Опросник для выявления тревожности Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко». Высокий уровень тревожности выявлен у 15 детей (79%, средний уровень тревожности выявлен у 4 детей (21%) и 0 с низким уровнем тревожности (0%).
Также, на этапе диагностики воспитателям был дан авторский опросник, на выявление уровня тревожности детей. В нем педагогам было предложено оценить на уровень тревожности детей в выбранной группе. Оценка варьировалась от 1 – не выражает признаков тревоги и 5 – показывает сильно выраженную тревожность.
Как мы можем видеть из таблицы 1. У двух опрошенных педагогов полностью совпадает оценка по оценке «ниже среднего уровня тревожности» (26%, также близко стоят оценки по «высокому уровню тревожности» (37% и 42%).
Низкий уровень тревожности (1 б.) Ниже среднего уровень тревожности (2 б.) Средний уровень тревожности (3 б.) Выше среднего уровень тревожности (4 б.) Высокий уровень тревожности
(5 б.)
Оценки педагога 1
3 (16%) 5 (26%) 4 (21%) 0 7 (37%)
Оценки педагога 2
0 5 (26%) 6 (32%) 0 8 (42%)
Таблица 1. Сводная оценка педагогов экспертов по уровню тревожности детей, рассчитанная по авторскому опроснику.
Оценки двух педагогов экспертов, которые занимались продолжительное время с группой детей, составляющие выборку, практически совпадают. В большинстве случаях они полностью совпадают, порой встречается различие в один балл. Только по одному ребенку – под номером 10 - наблюдается сильное расхождение – в 4 балла. Это может быть связано с личным отношением ребенка к педагогам. Возможно, с один из воспитателей ребенку не удалось установить доверительный контакт, что провоцирует реакцию тревоги.
По проективной методике «Рисунок человека» были получены следующие результаты: рисунок человека отображает внутреннюю динамику изменений переживаний детей, что является несомненным плюсом, по сравнению с тестовыми методиками. В таблице 2 отображены сводные результаты подсчета тревожных элементов в «Рисунке человека» по каждому ребенку на протяжении всего эксперимента.
№ Респондент Диагностика Баллы 1 Баллы 2 Баллы 3 Баллы 4
1 Денис 4 4 3 2 1
2 Лиза 4 4 4 3 2
3 Айлин 1 1 1 0 0
4 Аня 1 2 1 0 0
5 Платон 2 1 2 1 1
6 Ваня 1 4 3 2 1
7 Дима 1 1 2 1 1
8 Тимофей 5 5 4 3 2
9 Лиза 5 3 3 2 2
10 Стефан 6 6 5 3 2
11 Матвей 2 2 2 1 1
12 Дима 6 2 2 1 1
13 Бусе 3 3 2 1 1
14 Аня 6 6 2 3 2
15 Альберт 2 1 2 1 1
16 Саша 4 4 2 2 2
17 Есения 1 0 1 1 0
18 Спиридон 1 3 2 1 0
19 Маруся 1 2 1 1 1
Таблица 2. Обобщенные результаты по методике "рисунок человека" на этапе диагностики, после каждого 3 занятия в группе и по заключительному занятию.
На рисунке 1 (в начале статьи) изображено в графическом виде динамика снижения по каждому ребенку по методике «Рисунок человека», интерпретация которого проводилась по Венгеру А. Л. Как мы можем видеть, с применением программы коррекции тревожности на основе игротерапии, элементы, отображающие тревожность по рисунку человека, постепенно снижается. Практические после каждого третьего занятия можно замечать, что штриховка сменяется более плавными линиями, они становятся более уверенными, пропадает «паутинообразность» линий. Формы становятся четкими, очерченными. Тематика рисунка также преобразуется, от мрачных картинок изменяется и поведение детей, они становятся более уверенные, уже не спрашивают экспериментатора, как и что нужно рисовать.
Обсуждение результатов.
Как мы видим из констатирующей диагностики уровень тревожности группы детей был достаточно высокий, после, на последнем, диагностическом этапе уровень тревожности значительно снизился. Оценки по созданному нами опроснику тревожности детей для педагогов были достаточно согласованны, исключением был один респондент, получив два противоположных значения. Это может быть связано с тем, что у ребенка с одним из воспитателем удалось сложить доверительные отношения, с другим же такие отношения отсутствуют и вызывают тревожность, что видно по внешним проявлениям. Поставленная гипотеза о наличии положительного эффекта в снижении тревожности в группе дошкольников с применением коррекционно-развивающей программы с элементами игровой терапии подтвердилась. После проведения занятий по коррекционно-развивающей программы с применением элементов игровой терапии с детьми дошкольного возраста, многие показали положительный эффект снижения тревожности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дают ориентиры для повышения качества профессиональной педагогической подготовки учителя в Российской Федерации, модернизации его содержания, средств и методов. Полученные данные могут быть применены педагогами и психологами в практике консультативной, психотерапевтической работы с дошкольниками и с их тревожностью.