Папки-передвижки

Коррекция тревожности детей дошкольного возраста

Ульяна Прокашева
Коррекция тревожности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации по коррекции тревожных состояний дошкольников

Для снижения уровня тревожности в старшей дошкольной группе нами была разработана программа.

Цель данной программы – профилактика и коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста через снятие эмоционального и физического напряжения.

Задачи программы:

1) Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности;

2) Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации;

3) Создать условия для принятия самостоятельных решений,

Публикация «Коррекция тревожности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

4) Способствовать снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

В ходе составления и реализации данной программы опирались на следующие принципы психолого-педагогической коррекции :

1. Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе психолого - педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

3. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

4. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

5. Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.

6. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

7. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

8. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

9. Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки.

Форма работы: групповая. Продолжительность занятия 30 минут.

Тематический план, относительно которого проводили занятия с детьми, представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Тематический план коррекции тревожности детей дошкольников.

п/п Тема Содержание занятия Ожидаемый результат

1 Здравствуйте, это я - драмтерапия «Подари подарок другу»;

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Качели»;

- беседа «Что я люблю?»;

- изотерапия «Художники- натуралисты». Снятие эмоционального и мышечного напряжения; Снижение тревоги, агрессии;

2 Мое имя - драмтерапия «Подари подарок другу»;

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- беседа «Мое имя»;

- изотерапия «Рисование самого себя»;

- телесная терапия «Доверяющее

падение». Создание условий для снижения уровня

Тревожности через изотерапию, драмтерапию, вокалотерапию, телесную терапию

3 Будь смелым - драмтерапия «Подари подарок другу»;

- беседа: «Будь смелым»;

- телесная терапия «Воздушный шарик», «Волшебный стул»;

- сказкотерапия «Два брата»;

- изотерапия «Нарисуй любимого героя». Снятие эмоционального и мышечного напряжения

4 Поверь в свои силы - драмтерапия «Я дарю тебе»;

- беседа «Поверь в свои силы»;

- сказкотерапия «Продолжи предложение»;

- изотерапия «Техника каракулей»;

- телесная терапия «Горячие ладошки». Снятие эмоционального и мышечного напряжения; Совершенствование восприятия, внимания, мышления, воображения; Развитие способности к построению ассоциативных связей между образами действительности и звуковыми,

художественными

образами.

5 Мое настроение - вокалотерапия «Доброе утро»;

- драмтерапия «Возьми и передай», «Превращения»; Развитие способности к построению ассоциативных

связей между образами

- телесная терапия «Неваляшка»;

- изотерапия «Мое настроение»;

- сказкотерапия «Моя сказка настроения». Действительности и звуковыми,

художественными

образами

6 Мой портрет - вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Росточек под солнышком», «Злые и добрые кошки», «Ласковый мелок»;

- драмтерапия «На что похоже мое настроение»;

- изотерапия «Угадай, что

спрятано в крупе», «Автопортрет». Создание условий для снижения напряжения у детей;

Формирование веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации.

7 Волшебный лес - вокалотерапия «Доброе утро»;

- сказкотерапия «Небылицы в лесу»;

- беседа «За что меня любят мама, папа и др.»;

- изотерапия «Коллаж волшебного леса»;

- телесная терапия «Доверяющее

падение». Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации.

8 Сказочная шкатулка - вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Росточек под солнышком», «Горячие ладошки»;

- сказкотерапия «Фея и ее шкатулка», «Придумай веселый конец»;

- изотерапия «Волшебные

зеркала». Создание условий для снижения уровня тревожности;

Развитие навыков общения со сверстниками.

9 Волшебники - вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Путаница»,

«Волшебники», «Горячие ладошки»;

- сказкотерапия «Волшебный сон»;

- изотерапия «Рисование своего

сна». Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.

10 Солнце в ладошке - драмтерапия «Подари подарок другу», «Комплементы»;

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- сказкотерапия «Не оконченные предложения», «Солнце- работяга»;

фототерапия «Солнышкин день»;

- изотерапия «Солнышко в

- ладошке». Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации.

11 Верь в себя - вокалотерапия «Доброе утро»;

- беседа «Верь в себя»;

- игротерапия «На море»;

- изотерапия «Я и море», «Стройка». Создание условий для снижения напряжения у детей;

Формирование веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в

новой ситуации.

12 Помоги другим - вокалотерапия «Доброе утро»;

- сказкотерапия «Дедушка и внучек»;

- фототерапия «Тимуровцы»;

- изотерапия «Моя помощь». Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации; Стимулирование собственных

возможностей.

13 Люби себя таким, какой ты есть - вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Винт»,

«Дружба», «Я очень хороший - ты очень хороший»;

- изотерапия «Красивое имя

(контур)». Создание условий для снижения тревожности; Снижение скованности, боязливости в движениях.

14 Уважай и люби близких - драмтерапия «Подари подарок»;

- беседа «Кто любит своих близких»;

- телесная терапия «Найди своего друга», «Небо»;

- сказкотерапия «В лесу»;

- изотерапия «Моя семья». Создание условий для снижения тревожности; Снижение скованности, боязливости в движениях.

15 Умей справляться с трудностями - вокалотерапия «Доброе утро»;

- беседа «Как вы справляетесь с трудностями»;

- телесная терапия «Волны»,

«Ручей»;

- сказкотерапия «На реке»;

- игротерапия «Разведчики»

- изотерапия «Ладошка». Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно принимать решения.

16 Прими решение - вокалотерапия «Доброе утро»;

- драматизация «Комплементы»;

телесная терапия

«Доверительное падение»;

- фототерапия «Звериные чувства»; Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно принимать решения.

Рассмотрим основные используемые нами методы: сказкотерапия, игротерапия, изотерапия и др.

Метод сказкотерапии призван помочь человеку раскрыть внутреннее переживание, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Использование сказкотерапии оправдано не только в работе с детьми. Образные притчи, игровые ситуации эффективны при занятиях с взрослыми людьми.

На занятии 3 «Будь смелым» в сказке «Два брата» показываются взаимоотношения в семье между братьями, их различия в характере поведения. После прочтения сказки детям нужно придумать свой финал, здесь определяется настрой ребенка, его отношения к главным героям.

Занятие 12 «Помоги другим» в сказке «Дедушка и внучек». Данная сказка является поучительной для ребенка, в ней показаны взаимоотношения ребенка с дедушкой, его наблюдения за отношением родителей к дедушке. Старшие дошкольники на примере героя узнают, как можно справиться со своим страхом, справиться с трудностью. Вместе с героем сказки учатся приемам не накапливать обиды и огорчения, так же учатся проговаривать свои переживания, чувства, мысли и т. д. Занятия развивают творческое воображение, способствуют раскрытию творческого потенциала.

Метод игротерапия – способен активизировать формирование познавательной активности и стимулировать речевую деятельность, игры под руководством взрослого тренируют произвольность различных процессов в психике ребенка и позволяют усовершенствовать волевую и эмоциональную сферу. Играя, ребенок проходит очень важную стадию социализации, что позволяет преодолеть многие коммуникативные проблемы.

С целью снятия психического напряжения игротерапия использовалась на занятии 11 «Верь в себя» в упражнение «На море». В этом упражнении происходит снятие мышечного тонуса, в конце упражнение заканчивается расслаблением всех групп мышц.

Занятие 3 «Будь смелым» в игровой ситуации «Волшебный стул» благодаря этой игре у детей улучшается самооценка и взаимоотношения в группе, дети учатся играть вместе, налаживать контакт друг с другом. Метод игротерапия способствует осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. В ходе занятий происходит установление эмоционального контакта со всеми участниками, снятие напряжения и создание положительного фона.

Метод изотерапия – это способ психологической коррекции, через который ребенок осознает конфликтную ситуацию, находит способы как ее проиграть наиболее удобным, для него способом. Помогает выразить ребенку свои чувства, эмоции. Благодаря разнообразию материалов этот метод является интересным для ребенка. Рассмотрим использование данного метода на следующих занятиях:

Занятие 6 «Мой портрет» рисование на тему «Автопортрет» через рисование ребенок показывает свое настроение и настрой на день.

Занятие 8 «Сказочная шкатулка» рисование на тему «Волшебные зеркала» дети рисуют свои ожидания на предстоящую жизнь, здесь вырисовываются из опасения и страхи их настрой на будущее.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Комплекс релаксационных упражнений на снижение тревожности ребенка Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция тревожности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2021 в 19:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция тревожности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Прокашева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД