гадиля мухамадеева
Коррекция темпо-ритмической организации устной речи при заикании
▼ Скачать + Заказать документы
"Коррекция темпо-ритмической организации устной речи при заикании"
План
1. Темпо-ритмическая организация устной речи. Общие основные направления коррекционной работы.
2. Приемы коррекции темпо-ритмической организации устной речи при заикании.
А) замедленное проговаривание
Б) ритмизированная речь
В) послоговое проговаривание
Г) синхронизация речи с движениями
Содержание
1. Темпо- ритмическая организация речи
1.1 Комплексный подход к коррекции темпо ритмической организации речи
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1.2 Основные задачи коррекцинно-воспитательной работы.
1.3 Логопедические занятия – основная форма логопедической работы
2. Методы и приемы коррекции темпо-ритмической организации речи.
2.1 Замедленное проговаривание
2.2 Ритмизированная речь
2.2.1 Методики Л. И Беляковой, Е. А. Дьяковой
2.2.2 Система Л. З. Арутюнян
2.2.3 Этапы логопедических занятий по коррекции темпо-ритмической организации речи.
2.2.4 Другие приемы ритмизации речи (дирижирование, полный стиль произношения и т. д.).
3. Заключение
Список использованных источников
Темпо-ритмическая организация устной речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико -грамматическое структурирование, артикуляторно -дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожными состояниями мышц речевого аппарата.
При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера. Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает два аспекта.
Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.
Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Круг специалистов, участвующих в реабилитационном процессе, может быть и более широким.
Основной задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся.
Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на заикающегося (прямое логопедическое воздействие).
Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, так как, по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия. Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Преимущественной формой являются групповые занятия, на которых используется коллектив сверстников для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребенка в коллективе.
Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т. д.).
Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми :
1) Логопедические занятия должны прежде всего отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.
2) Логопедические занятия должны быть построены с учетом основных дидактических принципов:
быть регулярными, систематическими и последовательными;
проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка;
опираться на сознательность и активность детей;
должны быть оборудованы необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения;
содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
3) Логопедические занятия должны быть согласованы с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.
4) В логопедических занятиях должна быть предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения у заикающихся детей в разнообразных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т. д.
2. Методы и приемы коррекции темпо-ритмической организации речи.
2.1. Поскольку у заикающихся, ка правило, наблюдается ускоренный темп речи, то коррекционная работа по замедлению проговагривания проводится с использованием специальных упражнений, направленных на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы – подражание темпу речи логопеда.
Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:
Проговаривание фраз в медленном темпе сопряженно и отраженно за логопедом;
Самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отхлопывание или отстукивание каждого слога (слова) ударами руки по столу, ударами мяча и т. д.
Ответы на вопросы логопеда – сначала шепотом в медленном темпе, затем медленно и ритмично - вслух;
Проговаривание фраз под медленную музыку;
Медленное проговаривание чистоговорок и скороговорок;
Речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;
Использование инсценировок (применение кукл-персонажей естественно замедляет тем речи, т. к. в процессе изложения текста дети должны осуществлять различные действия с фигурами);
Рассказы по картине, чтение стихотворений в медленном темпе (сопряженно и отраженно за логопедом, под удары метронома и без них, самостоятельно).
Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.
2.2. Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обусловливает необходимость формирования ритмо-интонационной организации устной речи, являющейся одним из важных звеньев в комплексном методе коррекции заикания. В коррекции ритмической речи работа базируется на слоге, поскольку именно слог, первоначальный «кирпичик» речи, остается неповрежденным в то время как вся остальная речевая система при заикании разрушена.
Исследователями и практиками было обращено внимание, что ритмизация позволяет успешно исправлять заикание.
Развитие чувства ритма является особой задачей коррекционной работы с заикающимися. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.
2.2.1. У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал. Л. И Белякова и Е. А. Дьякова указывают, что на первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т. е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.
Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль. Хорей: Скучная картина. Тучи без конца. Дождик так и льется. Лужи у крыльца. (А Плещеев) Мой веселый, Звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой (С. Я. Маршак)
2. Ямб: Мы едем, едем, едем,
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Мы солнышком согреты,
Мы вместе все живем,
И песенку об этом
Мы петь не устаем (С Михалков)
3. Дактиль:
Листики падают. Осень пришла.
Рыжие белочки Как тут дела.
Падают, падают листья, В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят.
Ритмический рисунок дактиля:
Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.
Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является “послоговый ритм” или теннинг. Данное упражнение проводится следующим образом:
Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется. Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок. В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т. е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных, свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.
По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.
В системе Л. З Арутюнян ритмизация речи осуществляется при помощи синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы, когда с участием руки отрабатывается модель послогового проговаривания.
Речь идет о привлечении к акту речи «второго артикуляторного аппарата человека» пальцев ведущей руки. Поскольку исходным пунктом речевых и психических нарушений при заикании являются речевые судороги, сумев предотвратить их, мы в значительной степени устраняем и вторичные невротические наслоения. Если исходить из гипотезы, что главной причиной возникновения речевых судорог при заикании является нарушение внутренней синхронизации речевого цикла, то естественно предположить, что с помощью внешней синхронизации можно преодолеть этот дефект.
По мнению М. М. Кольцовой, изучающей двигательную активность и развитие мозга ребенка, движение кистей и пальцев рук настолько филогенетически и онтогенетически связаны с движениями голосового аппарата, что есть все основания рассматривать их как орган речи, аналогичный артикуляторному аппарату. Отсюда ясно, насколько важна и естественна корреляция речи с движениями пальцев рук. В данной методике рука не отвлекает от акта речи, а упреждая произнесение каждого слога, ведёт речь за собой. Это позволяет уже с первых занятий получить практически у всех заикающихся (первоначально на замедленном темпе) разнометричную интонированную речь без спазматических задержек.
В предложенном способе пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги в разнометричные рисунки слов, согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла. Устраняя прежде всего саму причину возникновения речевых судорог, тем самым компенсируется свойственный заикающимся физиологический дефицит.
Движения пальцев ведущей руки, кроме всего прочего, диктуют речевому аппарату ритмико-интонационный рисунок фразы. Они помогают справиться с такими разрушающими речь последствиями заикания, как аритмия, отсутствие правильного слияния слов в синтагме, искажение интонации. Следует подчеркнуть, что к темпу речи не предъявляется при этом никаких специальных требований. Он определяется моторными возможностями пациента на всех этапах работы. В конечном итоге у каждого вырабатывается естественный темп речи. Отлаживая таким образом механизмы внутренней синхронизации, мы восстанавливаем способность мозга таймировать, или, говоря словами Н. И. Жинкина, восстанавливаем слоговую динамику речи.
Другую важную особенность метода составляет то, что новый речевой стереотип образуется не только с помощью анализаторов естественного речевого цикла, которые могут быть нарушены у заикающихся, но также и через ряд других сохранных анализаторов, связанных с движениями пальцев рук (двигательная кинестезия, тактильная чувствительность). Это способствует, благодаря обратной афферентации, значительно более быстрому формированию речедвигательного навыка, устойчивого к стрессовым воздействиям.
Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания. В первом случае достоинство метода заключается в том, что у пациентов значительно снижается фиксированность на акте речи, поскольку ответственность за технику речи (темп, слияние слов в синтагме, интонационный рисунок фразы) берет на себя обученная рука, и заикающиеся могут, наконец, как и все нормально говорящие люди, прежде всего думать о смысле высказывания. У них постепенно уходят навязчивые мысли, страх речи, уловки. Иными словами, предлагаемый способ сам по себе даёт ясно выраженный психотерапевтический эффект.
При неврозоподобном заикании этот способ лечения позволяет восполнить физиологический дефицит, включая ряд сохранных анализаторов в альтернативные цепочки обратной связи. В логопедической практике чаще всего встречаются смешанные случаи, сочетающие и невротические, и резидуально-органические расстройства, отсюда легко представить, насколько важным качеством методики лечения является ее универсальность.
Методика позволяет также решать проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. Обученная в ходе основного курса рука становится памятью о новом стереотипе, а со временем «автоматическим контролёром» речи пациента. Длительный процесс автоматизации нового речедвигательного навыка протекает при этом в условиях естественного общения и лишь поддерживается через систему микрокурсов.
Другую важную особенность метода составляет то, что новый речевой стереотип образуется не только с помощью анализаторов естественного речевого цикла, которые могут быть нарушены у заикающихся, но также и через ряд других сохранных анализаторов, связанных с движениями пальцев рук (двигательная кинестезия, тактильная чувствительность). Это способствует, благодаря обратной афферентации, значительно более быстрому формированию речедвигательного навыка, устойчивого к стрессовым воздействиям.
Представить, насколько важным качеством методики лечения является ее универсальность.
Система интенсивных логопедических занятий по коррекции заикания с помощью руки состоит из нескольких этапов.
1. На первом этапе, который длится пять дней, главная задача сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения и слогопроизнесения, связать его с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и, параллельно развивая мелкую моторику, подготовить ведущую руку к роли естественного синхронизатора речи. Для нас слог – не только мельчайшая произносительная единицы речи, но и элементарный коммуникативно значимый речевой отрезок, на котором мы тренируем простейшие интонационные навыки. В рассматриваемой методике послоговая речь не является основой для выработки у заикающихся навыков естественной бессудорожной речи. Это лишь начальный этап интенсивных логопедических тренировок. Мы прибегаем к слогу как к базовому элементарному движению, над которым в онтогенезе постепенно надстраивается здание речевого механизма. Такой подход продиктован самим характером дефекта: как убедительно показал Н. И. Жинкин, при заикании речевые нарушения проявляются уже на уровне синтеза слога. В свою очередь, слогообразование и слогоделение составляют динамическую структуру речи, которая оказывается деформированной у заикающихся в том числе и потому, что дефект затрагивает мельчайшую произносительную единицу. Понятно, что, минуя работу над слогом, мы рискуем строить здание речевого здоровья из некачественных «кирпичиков» и не можем поручиться за судьбу такого строительства.
2. На втором этапе, продолжительностью два-три дня, мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, технике правильного извлечения звуков на уровне слога, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать технику расслабления.
3. Третий этап (от пяти до шести дней) состоит в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки уже на уровне слов, несложных фраз. Усложняется работа над интонацией и соответственно повышаются технические требования к руке. Кроме того, совершенствуются навыки, полученные на предшествующих этапах работы.
4. Четвертый, завершающий этап (10 дней) связан с автоматизацией у заикающихся нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки. Здесь используется речевой материал большей степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Устойчивость речи к стрессовым воздействиям проверяется через систему функциональных тренировок.
Другими приёмами ритмизации речи можно считать :
замедленную речь с сохранением редукции
послоговую речь с сохранением ударности всех позиций слогов, но с увеличением времени на произнесение каждого слога с сохранением слабой редукции;
дирижирование; Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально - от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.
приём позвукового (побуквенного) произношения со вставкой гласного звука после каждого согласного (И. А. Сикорский);
отстукивание, одновременное с проговариванием;
скандированная речь с равноударными слогами;
полный стиль произношения, не предполагающий редукции и основывающийся на полногласии и дополнительном акцентировании первого слога каждого слова. Он способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основной для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.
Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик
Таким образом, заикание является одним из распространённых нарушений речи у детей, которое в течение десятилетий было подвергнуто глубокому и всестороннему изучению. Благодаря нескольким поколениям учёных исследована его природа и механизмы (Н. М. Асатиани, Л. И. Белякова, М. И. Буянов, Б. З. Драпкин, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин, В. В. Ковалёв, В. С. Кочергина, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, В. М. Шкловский и др., что позволило разрабатывать достаточно эффективные механизмы преодоления различных по своей природе и проявлениям форм заикания (Л. З. Арутюнян, Н. М. Асатиани, Л. И. Белякова, С. В. Богданова, Н. А. Власова, К. М. Дубровский, Б. Г. Казаков, Р. Е. Левина, М. И. Лохов, С. А. Миронова, Л. Я. Миссуловин, Н. А. Чевелёва и др.).
Использование различных методов и приемов ритмированной речи при коррекции темпо-ритмической организации речи играет большую роль в достижении положительного
Список использованных источников
1. Аруюнян Л. З (Андронова) Как лечить заикание. - М., 1993.
2. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Основы логопедической технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология, 2001,№4. – с. 49 - 52
3. Белякова Л. И, Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М. : В. Секачев, 1998. — 304 с. : ил.
4. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб. : Питер, 2004.
5. Селиверстов В. И. Заикание у детей : Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. (Коррекционная педагогика)