Ирина Картамышева
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У детей старшего дошкольного возраста часто присутствуют страхи, связанные с чем-то неизвестным и незнакомым. Дети могут бояться: темноты, грозы, врачей, уколов, войны, нападения, животных. У дошкольников 5-7 лет могут появиться страхи смерти (своей или своих родных и близких). Многие обычные бытовые или природные ситуации (пожар, гром) могут вызывать панику.
Публикация «Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Страхи появляются в результате маленького жизненного опыта ребенка и слабого представления о том, что его окружает. Малыш еще не знает как правильно, относиться к тем или иным предметам и явлениям.
Часто причиной страха у ребенка могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и педагогов, гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка, взаимоотношения со сверстниками. Возможно, детский коллектив не принимает ребенка, другие дети обижают его, и он не хочет идти в детский сад, может быть, малыш боится быть униженным. Сильный ребенок может запугать более слабого ровесника разными страшными историями.
Одна из наиболее частых причин страха – фантазия ребенка. Часто дошкольник сам придумывает себе страхи и дает развитие своему воображению.
Страх угнетает ребенка, если он часто боится, и фобии становятся навязчивыми. Такому малышу нужна помощь психолога и специальные занятия его с родителями.
Как взрослым провести коррекционную работу
по преодолению страхов у ребенка?
Психотерапевтическое воздействие на ребенка станет эффективным, если установить с ним доброжелательное, заинтересованное отношение, способствующее повышению у него уверенности в себе. Взрослый должен постараться принять чувства и желания ребенка и его самого таким, какой он есть и терпеливо относиться к его эмоциям и поведению.
Выявить страхи ребенка можно с помощью вопросов, рисунков, лепки, сказки.
Метод «Вопросы»
Ребенку задается простой вопрос, например: «Ты боишься грозы?» Запрещается заострять внимание на том, что малыша пугает.
Метод «Рисунок»
Ребенок рисует картину своей семьи, детского сада или можно попросить его нарисовать свой страх. Затем анализируются рисунки, где обращается внимание на четкость линий, расположение фигур, использование цветовой гаммы.
Метод «Лепка»
Этот метод подходит для детей, которые мало говорят и не любят или категорически отказываются рисовать. Здесь проводится работа так же, как и в методе «Рисунок».
Метод «Сказка»
Ребенок сочинят сказку сам или совместно с взрослым. Можно предложить ему продолжить незаконченную сказку.
В работе по коррекции страхов у дошкольника рекомендуется использовать метод игры. Включаясь в игру, ребенок преодолевает страхи, застенчивость, повышает уверенность в себе, одерживая победу в различных предлагаемых ситуациях.
Рекомендую игры и упражнения для коррекции страхов у старших дошкольников.
Игра «Прогони страх»
Ребенок повторяет сначала за взрослым, после сам следующие установки:
«Я хочу себе помочь!
Уходите, страхи, прочь!» (прогоняет страхи, имитируя руками, и топает ногой)
Игра «Превращение страхов»
Ребенок превращает свои страхи в то, во что захочет, начиная словами: «Я превращаю свой страх (в апельсин, мороженое, конфету, цветок и так далее).
Второй вариант игры.
На стол раскладываются карточки с изображением различных предметов. Это могут быть фрукты, овощи, продукты, игрушки. Главное, чтобы все эти картинки радовали ребенка. Малыш сам выбирает себе карточку и превращает свой страх в то, что изображено на картинке.
Третий вариант игры.
Предложить ребенку на отдельных листах нарисовать различных героев, пугающих его и после попросить малыша, чтобы он рассказал о том, что он нарисовал.
Затем злых персонажей дорисовать, превращая их в добрых или смешных героев, например, волку можно нарисовать бантик или он держит воздушные шары. А может быть, дорисовать, как монстр наступил на мороженое.
Игра «Жмурки»
Игра «Жмурки» поможет преодолеть страхи темноты, замкнутого пространства, развивает координацию движений, слух.
Ход игры. Ребенку завязывают глаза, поворачивают его на 360 градусов, чтобы он потерял ориентировку. Играющие дети или взрослые произносят слова: «Опанас, лови мух, а не нас!», делая несколько шагов в сторону от водящего, который после на ощупь определяет, кого он поймал, после чего узнаваемый участник, становится водящим.
Игра «Пятнашки»
Игра «Пятнашки» поможет преодолеть страхи неожиданного прикосновения, боли, уколов, развивать быстроту реакции.
Ход игры.
Выбирают водящего – «Пятнашку». После сигнала взрослого: «Лови», участники игры разбегаются по площадке, а «Пятнашка» ловит их и ставит пятнашку, коснувшись рукой игрока. Остальные играющие убегают и увертываются от «Пятнашки». Тот игрок, которого «Запятнали» покидает игровую площадку, а водящий пытается запятнать следующего. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все участники.
Игра «Прятки»
Игра «Прятки» поможет преодолеть страхи одиночества, темноты.
Ход игры. В игре участвует не менее трех игроков. Несколько детей прячутся в определенном месте, чтобы их искали. Обозначенный водящий, досчитав до десяти с закрытыми глазами, кричит: «Спрятались? Я иду!». После пытается найти всех спрятавшихся участников.
Детские страхи часто мешают развитию личности ребенка. Боящиеся люди часто избегают определенных ситуаций, приводящих к успеху или саморазвитию. Поэтому сильные фобии нужно преодолевать своевременно.
Если родители спокойны, уверены в себе, жизнерадостны и учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка, то возрастные проявления страхов, тревожности, навязчивости, мнительности у детей пройдут быстрее и без осложнений. Родители должны помогать, детям налаживать дружеские отношения с детьми другого пола, снимать нервное напряжение у них с помощью игр и упражнений. Необходимо помнить, что тревожное ожидание детей можно рассеять в спокойной беседе, хорошо проанализировав травмирующую ситуацию. Важно не подкреплять мнительность ребенка, а переключать его внимание на что-то полезное: вместе с ним поиграть, побегать, потанцевать, тем самым, вызывая физическое утомление. Полезно быть самим уверенным в позитивном исходе происходящих событий и авторитетно разъяснять и убеждать в этом ребенка. Вовремя начатая работа в дошкольном возрасте по преодолению и предупреждению страхов поможет избежать различных комплексов детей в подростковом возрасте.
Список использованной литературы:
1. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. Изд. : ИП и КП, 2009.
2. Киселева М. В. Арт - терапия в работе с детьми. Изд. «Речь», 2006.
3. Кемпинский А. Экзистенциальная психиатрия. Изд. М. : 1998.
4. Овчарова Р. В. Практическая психология. - М. : Сфера, 2008.
5. Лебединский В. В. Психология здоровья дошкольника : Уч. пособие под ред. Никифорова Г. С. - СПб. : Речь, 2010
6. Малахова А. Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. – СПб. : ООО «Изд. «Детство – Пресс», 2016.