нина каверина
Коррекция страхов у детей дошкольного возраста Профилактика суицида
МБДОУ Д/С №6 «Солнышко»
Педагог-психолог Н. С. Каверина
г. Жердевка
Спасибо, мама, за чудо!
Спасибо за чудо, что мне подарила.
Имя этому чуду – жизнь.
Профилактика суицида
Программа по коррекции страхов и тревожности
(для детей старшего дошкольного возраста)
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
В последние годы отмечается рост суицидальной активности.
Публикация «Коррекция страхов у детей дошкольного возраста Профилактика суицида» размещена в разделах
Суицид – это умышленное лишение себя жизни.
Суицид связан с высоким уровнем тревоги, агрессией, направленной как на себя (аутоагрессии, так и на окружающих. Наличие у детей родственников, друзей, близких, знакомых, совершивших убийство, увеличивают степень риска суицидального поведения у них самих.
Рассматривая суицидальное поведение детей, необходимо учитывать, что понятие смерти как категории прекращения жизни, как правило, у них не сформировано.
До трёх лет ребёнок ещё не имеет границы, отделяющей его от окружающего мира, не различает мёртвое и живое, У него нет представлений о времени, о будущем, а значит и о смерти. Суициды в этом возрасте встречаются крайне редко.
У детей старшего дошкольного возраста нередко наблюдаются и проявляются различные нарушения: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д. Необходимо определять патологический страх от нормального возрастного, с тем, чтобы не нарушить развитие ребёнка. Если детские страхи сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведение родителей, незнание ими психических особенностей ребёнка, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Идея программы – предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёртвостью, родительской невнимательностью. Психолог в ДОУ призван проводить определённую коррекцию по устранению страхов, тревожности у детей. По данному направлению ведётся работа с родителями и педагогами.
Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию; создание условий для преодоления страхов и тревожности.
Программа состоит из пяти блоков.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи.
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.
Задачи. помочь в преодолении негативных переживаний и снятия страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе.
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей.
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; тренировать психомоторные функции.
Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
Задачи. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить навыкам саморасслабления.
Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить осознавать своё поведение.
На каждый блок отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока – повторение пройденного – служит главным переходом к новой теме. Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. Учитывая требования ФГОС нового поколения, важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребёнок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришёл сам, через варианты собственных предложений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций.
Критерии эффективности программы.
*повышение уверенности в себе
*снижение тревожности страхов
*улучшение взаимоотношений родитель – ребёнок
1. этап – диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья детей.
Диагностики.
Тест «Страхи в домиках».
Тест «Тревожности», (Р. Тэмлл и др.)
2. этап – информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
3. этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психического здоровья детей.
4. Этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Актуальность проблемы.
Нестабильные социально – экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно-психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности. Особое значение в связи с этим имеет работа по психопрофилактике и регуляции тревожности личности.
Содержание работы по программе.
Структура занятий: ритуал приветствия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия занятия (оценка, ритуал прощания.
Раздел и темы программы.
Блок 1.
Занятие 1.
«Знакомство» игра «Моё имя» (начало);
игра «Угадай, кого не стало?»; игра «Узнай по голосу». Рисование на тему «Автопортрет».
Занятие 2. «Моё имя» игра «Связующая нить», игра «Прогулка», игра «Моё имя» (продолжение, игра «Угадай, кто я?», игра «Возьми и передай».
Рисование на тему «Я в трёх зеркалах».
Занятие 3. «Я люблю»
Игры: «Переходы», «Разыщи радость», танцевальный этюд «Подари движение».
Рисование на тему «Я люблю больше всего»
Занятие 4. «Настроение» (начало).
Этюд «Солнечный зайчик», упражнение «Тренируем эмоции», игра «Передай улыбку другому».
Рисование на тему «Моё настроение».
Блок 2.
Занятие 1. «Настроение» (продолжение)
Игры «На что похоже настроение», «Настроение и походка», «Хоровод», сценка «Котята».
Рисование на тему сценки.
Занятие 2. «Наши страхи» (начало)
Сценка «Тараканище», упражнение «Расскажи свои страхи», комплекс «Музыкальная мозаика».
Рисование на тему «Нарисуй свой страх»
Занятие 3. «Наши страхи» (продолжение)
«Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котёнок по имени Гав».
Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»
Занятие 4. «Я больше не боюсь».
Этюд «Смелые ребята», игра «В тёмной норе», игра «Тень», комплекс «На лесной поляне», игра «Слепой поводырь», хоровод.
Блок 3.
Занятие 1. «Новичок»
Игра «Молчок», этюд «Три характера», игра «Скучно, скучно так сидеть», игра «Дракон кусает свой хвост», игра «Комплименты».
Рисование на тему сценки «Три характера».
Занятие 2. «Ласка».
Миниконкурс «Назови и покажи», этюд «Страшный зверь», этюд «Ласка», минута шалости, комплекс «Волшебный сон».
Рисование по приведённому этюду.
Занятие 3. «Общая история».
Сочиняем общую историю, инсценировка «Общей истории», игра «Колдун», игра «Иголка и нитка».
Коллективный рисунок по сочинённой «Общей истории».
Занятие 4.»Волшебный лес»
Этюд «Ёжик», этюд «Ёжики смеются», игра «Тропинка», упражнение «Танец».
Рисование «Волшебный лес».
Блок 4.
Занятие 1. «Сказочная шкатулка».
Игра «Сказочная шкатулка», игра «Волшебное колечко», игра «Принц и принцесса», игра «Хоровод,
упражнение «Танец».
Рисование на тему «Волшебные зеркала».
Занятие 2. «Доброта».
Этюд «Злодей», чтение рассказа Э. Шима «Не смей», этюд «Впереди всех», проигрывание ситуаций.
Занятие 3.»Радость»
Этюд «Утро», этюд «Радость», этюд «Я всё люблю», этюд «Шарик».
Рисование по темам. Хоровод по кругу.
Занятие 4. «Волшебники»
Игра «Взаимоотношения», этюд «Солидарность», игра «Передай по кругу», упражнение «Волшебник», этюд «Цветок».
Блок 5.
Занятие 1. «Солнце в ладошке».
Игра «Встреча сказочных героев», игра «Мальчик (девочка) наоборот», этюд «Солнце в ладошке», этюд «Просто так», игра «Клеевой дождик», этюд «Идём за синей птицей».
Занятие 2. «Встреча с другом»
Этюд «Встреча с другом», этюд «Два друга», проигрывание ситуаций, игра «Окажи внимание другу», комплекс «Музыкальная мозаика».
Рисунок «Мои друзья».
Занятие 3. «Помирились»
Этюд «Поссорились и помирились», мирная считалка, беседа «Кого мы называем вежливым», этюд «Вежливый ребёнок», игра «Розовое слово «привет».
Занятие 4. «Правила дружбы»
Игра «Найди друга», игра «Секрет», игра «Цветик-семицветик», релаксация «Улыбка».
Рисование «Новоселье».
Литература:
1. Чистякова М. И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль.
4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под редакцией Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн., 1997
5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как я расту. Советы психолога родителям. – М. 1996.