Марина Александровна
Коррекция слоговой структуры у дошкольников «Речевая мастерская — конструируем слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Речевая мастерская-конструируем слова»
для педагогического коллектива
Сценарий мастер – класса
I. Организационный этап
Уважаемые коллеги попрошу вас поучаствовать в мастер –классе по коррекции слоговой структуры слова.
Всем известно, что речь является одной из важнейших функций человека.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей страдающих нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение звукослоговой структуры слова.
Что это такое? Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски звуков, слогов, или добавляются звуки, слоги, значит структура слова произносится неверно. А слоговое нарушение приводит к нарушению чтения и письма в начальной школе. Важно чтобы у ребёнка была фонематически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи, ведь младшие школьники как говорят, так и пишут и читаю.
Для того чтобы ребёнок лучше говорил необходимо развивать речевые навыки дыхание, темп, ритм, повышение и понижение голоса, различные интонации, чтобы речь была плавной и не прерывной.
-Развивать артикуляционный аппарат его переключаемость.
-Развивать ориентировку в пространстве, на себе на листе бумаги.
-Развивать умение слушать и различать сначала не речевые звуки, затем речевые.
-Развивать слуховое внимание, память, воспроизведение ритма. ритмического рисунка слова.
-Развивать навыки фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
-Развивать умение самостоятельно употреблять различные грамматические и словообразовательные формы в речи.
Если такие трудности возникают у детей, мы всегда сможете им помочь, а как это сделать, мы сегодня расскажем и покажем.
Поэтому, я хочу предложить вам мастер – класс в процессе, которого с помощью игр и упражнений вы узнаете конкретные приёмы коррекции и развития слоговой структуры слова. Всем этим вы можете воспользоваться в своей работе с детьми по коррекции слоговой структуры слова, не требующих большой подготовки.
И так начинаем наш мастер – класс. Для участия я приглашаю 5, 6, человек.
II. Основной этап
- Сейчас мы выполним упражнение. Которое поможет детям развить слуховое внимание, память без участия речи (различение неречевых звуков) Для этого вы можете использовать различные предметы которые, вас окружают это бумага, картон, ложку, вилку, чашку, книгу, ножницы воду и. т. д.
Упражнение: «Запомни и назови»
Ход: Внимательно посмотрите и запомните предметы (5,6) разложенные на столе. Повернитесь к столу спиной. Внимательно слушайте и, не глядя, каждый из вас рассказывайте о том, что я буду делать (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку).
Следующее упражнение поможет детям развить слуховое внимание к звучащей речи. А так же различить слова контрастные по длине (короткие и длинные). Для игры нам понадобится мяч.
Упражнение: «Лишнее слово»
Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать слово не похожее на остальные.
Мак, бак, так, банан.
Сом, ком, индюк, дом.
Лимон, вагон, кот, бутон.
Мак, бак, веник, рак.
Совок,венок, каток, зуб.
Каток, маток, дом, поток.
Хочу предложить вам интересную игру, которая поможет ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи, распознать дефектное произношение звукослогового состава слова в чужой речи, и определить правильно или не правильно произносятся слова, с опорой на предметы которые разложены на столе.
Упражнение: «Правильно – неправильно»
Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово.
Моноток – молоток
Тул – стул
Зуйка – зайка
Мутюг–утюг
Ломоко– молоко
Шинама - машина
(поднимают флажки) А как надо правильно сказать?
Вы молодцы правильно назвали все слова.
Сейчас мы выполним ритмическую игру, котороя поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова. Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.
Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, бубны, молоточки, палочки, карандаши и т. д.
Ритмическая игра: «Дятел»
Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.
Долбит дятел в лису сук раздаётся,! ! ,
Долбит дятел в лису сук раздаётся! ,
Долбит дятел в лесу сук раздаётся!! ,
и. т. д.! ! !;! !;! ! !;! .
Коллеги выполняют задания.
Вы молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.
Не менее интересная игра которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова, при этом необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности ребёнка. Ребёнку можно предлагать такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово. Но, а если ребёнок будет испытывать затруднение, то необходимо будет показать предметную картинку или компьютерные использовать технологии.
Продолжим строчки из стихотворений.
Пчёлка, пчёлка!Золотая холка!Полети на лужок!Принеси мне (медок)
Руки мыть пошла Людмила,Ей понадобится (мыло)
Лежебока рыжий кот, Отлежал себе (живот)
Подготовлен самолёт,Он отправится (в полёт)
Мы с сестрёнкою вдвоемУтром чай горячий (пьём)
Мама, папа, брат и я. Вот и вся моя (семья)
Зимой и летом зелена. Стоит красавица (сосна)
Мы вернулись из киноДома пусто и (темно).
Следующее игровое упражнение поможет развить навык фонематического анализа и синтеза на определение первого и последнего звука в слове. Для этого нам понадобится мяч
Упражнение: «Кто самый внимательный?»
Ход: Кто из вас самый внимательный? Тот назовет первый согласный звук в слове. Слушайте внимательно ошибаться нельзя.
Слова :куст, сон, спор, пел, суп, лес, стул, мост, хвост нос.
Кто из вас ещё внимательней? И сможет назвать последний согласный в слове (эти же слова). Ошибаться нельзя.
Кто из вас сможет назвать первый и последний согласный в слове?
(Называют звуки)
Предлагаю вам упражнение, которое разовьёт навык фонематического анализа и синтеза, внимание зрительное и слуховое, мелкую моторику рук, ориентировку в слове, умение вставлять пропущенные буквы в словах. Для этого нам понадобятся изографы, которые помогут детям без особого труда исправить ошибку, если она произойдёт, и тем самым ребёнок будет более уверен, и сможет правильно назвать получившееся слово. Можно использовать файлы.
Упражнение: «Вставь пропущенную букву и назови слово».
Ход: Возьмите маркеры и вставьте пропущенную букву, прочтите,слово которое у вас получилось
Слова : (Ви…ка, ди…ан, ут…а, лу…а, во…на, по…ка, аи…т, бу…ка)
Вы очень хорошо справились с заданием молодцы.
Сейчас мы выполним игровое упражнение, которое поможет развить умение анализировать и определять место звука в слове (начало, середина и конец). Умение ориентироваться на схеме. Для этого нам понадобятся, цветные фишки и графическая схема слова.
Упражнение: «Где спрятался звук?»
Ход: Внимательно слушайте и постарайтесь найти место гласного звука «У» в слове, поставив красную фишку (в начале, в конце или в середине) слова на схеме. (Улитка, сижу, булка)
Внимательно слушайте и постарайтесь найти место согласного звука «П» в слове поставив синюю фишку (в начале, в середине и в конце) слова на схеме (парта, суп, капуста).
Аналогично с согласным «Б» (бак, забота, зуб).
Вы замечательно справились с заданием, и каждый звук нашёл своё место.
Не менее интересное игровое упражнение поможет развить навык фонематического анализа и синтеза умение делить слова на слоги (анализировать слоговой состав слова) Для этого понадобится 1 картинка с одним слогом; 2 картинки с двумя слогами; 3 картинки с тремя слогами.
Упражнение: «Сложи пирамидку»
Ход: Как вы думаете, как можно поделить слова на части? (которые называются слогами). Родители (отхлопать, оттопать, прошагать, отбить мячом). Я подскажу вам маленькую хитрость как можно себя проверить. Надо подложить ладонь под подбородок и сказать слово, сколько раз подбородок коснётся руки, столько и слогов будет в слове. Сложить сможет пирамидку тот, кто расположит картинку с одним слогом вверху. Картинки двумя слогами в середине. Картинки с тремя слогами слов в низу. Назовите самое короткое слово. Назовите самое длинное слово.
Каждый из вас постарался и пирамидка получилась верно.
Сейчас мы выполним упражнение, которое поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику. Закрепить звуковую структуру слова в процессе использования грамматически правильной речи. Для этого нам понадобится мяч.
Упражнение: «Так бывает?»
Ход: Бросаю мяч испрашиваю, а коллеги отвечают.
У жабы шуба? Нет у жабы шубы.
У рыбы руки? Нет у рыбы рук.
У мухи лапы? Да у мухи лапы.
У кота зубы? Да у кота зубы.
У кита ноги? Нет у кита ног.
У деда сани? Есть у деда сани.
У мамы бусы? Есть у мамы бусы.
У дома ухо? Нет у дома уха.
III. Рефлексийно – оценочный этап
Сегодня я познакомила вас уважаемые коллеги с играми и упражнениями, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Эти игры вы можете использовать в работе с детьми. Я постаралась представить игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности.
Хочется пожелать вам удачи на трудном пути формирования и развития речи ваших детей
Скажите, пожалуйста, что вы для себя узнали нового интересного полезного?
Какое у вас эмоциональное настроение от проведённого мастер – класса?
Чтобы вы хотели использовать в работе с детьми по данной проблеме?
Большое спасибо, благодарю всех за внимание.