Светлана Сибирцева
Коррекция нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития на сегодняшний день отнюдь не редко встречающееся нарушение у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Связано это с целым рядом факторов, которые мы попытались описать и раскрыть в процессе написания выпускной квалификационной работы. Логопедические детские сады в настоящее время не страдают отсутствием контингента детей с речевыми нарушениями, которые в свою очередь часто обусловлены именно задержкой психического развития того или иного генеза.
Публикация «Коррекция нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
При исправлении звукопроизношения и в работе над развитием речи логопеды используют не только логопедические, но и психологические задания, упражнения, которые способствуют развитию таких важных функций у детей как память, внимание, восприятие, мышление и ряда других не менее значимых функций без которых ребенок не может вырасти полноценным человеком, например таких как воображение.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются очень распространенными и имеют довольно стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка с задержкой психического развития. Своевременное, целенаправленное устранение выявленных нарушений способствуют развитию мыслительной деятельности и психического развития ребенка в целом.
Дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
Часто в дошкольном возрасте у детей данной категории отмечается задержка речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.
Дети с задержкой психического развития имеют различные отклонения в строении органов артикуляции. Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные. У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда.
У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания.
Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью.
В основу методик измерения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, были положены методики, разработанные В. И. Яшиным и О. С. Ушаковым. Данные методики выявляют следующие параметры:
- уровень восприятия речи, взрослого,
- уровень понимания речи взрослого,
- объем активного и пассивного словаря,
- уровень состояния звукопроизношения,
- уровень активного словарного запаса детей,
- уровень контексной речи,
- уровень состояния грамматического строя речи.
В результате исследования выяснили, что уровень развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР отстает от развития речи детей без отклонений.
Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо разработать специальную коррекционную методику, направленную на совершенствование речи.
С целью совершенствование речи детей дошкольного возраста с ЗПР, была составлена коррекционно-развивающая методика.
Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществлялся на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей.
Мы выделяли 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей.
I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различием денотатов на невербальном уровне.
II этап. На данном этапе отрабатываются следующие формы словообразования:
- образование прилагательных от существительных по плану: образование притяжательных прилагательных, образование качественных прилагательных, образование относительных прилагательных;
- образование возвратных глаголов;
- образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
III этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в-, вы-, при-, от-, у -, пере-).
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование речи дошкольников с ЗПР.