Папки-передвижки

Коррекция нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Светлана Сибирцева
Коррекция нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Задержка психического развития на сегодняшний день отнюдь не редко встречающееся нарушение у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Связано это с целым рядом факторов, которые мы попытались описать и раскрыть в процессе написания выпускной квалификационной работы. Логопедические детские сады в настоящее время не страдают отсутствием контингента детей с речевыми нарушениями, которые в свою очередь часто обусловлены именно задержкой психического развития того или иного генеза.

Публикация «Коррекция нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

При исправлении звукопроизношения и в работе над развитием речи логопеды используют не только логопедические, но и психологические задания, упражнения, которые способствуют развитию таких важных функций у детей как память, внимание, восприятие, мышление и ряда других не менее значимых функций без которых ребенок не может вырасти полноценным человеком, например таких как воображение.

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются очень распространенными и имеют довольно стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка с задержкой психического развития. Своевременное, целенаправленное устранение выявленных нарушений способствуют развитию мыслительной деятельности и психического развития ребенка в целом.

Дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.

Часто в дошкольном возрасте у детей данной категории отмечается задержка речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.

Дети с задержкой психического развития имеют различные отклонения в строении органов артикуляции. Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные. У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда.

У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания.

Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью.

В основу методик измерения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, были положены методики, разработанные В. И. Яшиным и О. С. Ушаковым. Данные методики выявляют следующие параметры:

- уровень восприятия речи, взрослого,

- уровень понимания речи взрослого,

- объем активного и пассивного словаря,

- уровень состояния звукопроизношения,

- уровень активного словарного запаса детей,

- уровень контексной речи,

- уровень состояния грамматического строя речи.

В результате исследования выяснили, что уровень развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР отстает от развития речи детей без отклонений.

Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо разработать специальную коррекционную методику, направленную на совершенствование речи.

С целью совершенствование речи детей дошкольного возраста с ЗПР, была составлена коррекционно-развивающая методика.

Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществлялся на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей.

Мы выделяли 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей.

I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различием денотатов на невербальном уровне.

II этап. На данном этапе отрабатываются следующие формы словообразования:

- образование прилагательных от существительных по плану: образование притяжательных прилагательных, образование качественных прилагательных, образование относительных прилагательных;

- образование возвратных глаголов;

- образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

III этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в-, вы-, при-, от-, у -, пере-).

В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование речи дошкольников с ЗПР.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли»Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли» Цель: создать условия для формирования у детей умения составлять текст повествовательного типа Программные задачи: I. Обучающие: - продолжать.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 22:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сибирцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД