Елена Шмыгарева
Коррекция нарушений артикуляционной моторики у дошкольников с ТНР посредством наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями
В современном мире каждый год увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Статистические данные показывают, что в последнее время увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Своевременная логопедическая диагностика и коррекционная работа у дошкольников старшего возраста благополучно влияет на речевое и познавательное развитие речи ребёнка и его адаптацию в обществе.
Публикация «Коррекция нарушений артикуляционной моторики у дошкольников с ТНР посредством наглядного моделирования» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
Тяжелые нарушения речи — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
В отечественной логопедии большой вклад в изучение механизма и структуры речевого дефекта тяжелых речевых нарушений внесли следующие учё ные: Е. Ф. Архипова, М. В. Ипполитова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие.
В отечественной логопедии тяжелыми нарушениями речи принято считать алалию, афазию, дизартрию, общее недоразвитие речи (I и II уровня речевого развития, ринолалию.
Одним из важных условий правильно сформированной речи является нормализация артикуляционной моторики
Артикуляционная моторика – одно из основных условий правильного звукопроизношения, выражающееся в умении правильно выполнять движения и удерживать положения органами артикуляционного аппарата.
Патология артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи проявляется в нарушениях при удержании статической позы органами артикуляционного аппарата и динамических движений, отмечаются тремор, девиация языка, гиперсаливация, гиперкинезы языка, губ, подбородка.
Основными технологиями для коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей, имеющих стёртую дизартрию, которые успешно используются в отечественной логопедии, являются: артикуляционная гимнастика, логопедический массаж с его подвидами (классический ручной массаж, зондовый массаж, массаж биологически активных точек и другие, самомассаж органов артикуляционного аппарата и биоэнергопластика.
Все вышеперечисленные технологии являются классическими, поскольку их интенсивное применение в коррекционной работе за короткий срок устраняют нарушения артикуляционной моторики у дошкольников.
Однако для улучшения коррекции патологий движений органов артикуляции у детей с тяжелыми речевыми нарушениями в современной логопедической практике помимо традиционных технологий, необходимо использовать инновационные приёмы для устранения нарушений артикуляционной моторики.
В связи с этим мы предлагаем использовать наглядную модель «Лягушку-болтушку». Данная наглядная модель представляет собой рукотворную куклу, которая надевается на кисть руки как учителя-логопеда, так и ребенка. Это мягкая игрушка, благодаря которой ребёнок может познакомиться со строением артикуляционного аппарата и выполнять упражнения артикуляционной гимнастики вместе с «Лягушкой-болтушкой». Язык данной игрушки представляет собой «варежку», в которую ребёнок может вставить свою руку и выполнять артикуляционные упражнения, повторяя кистью и пальцами руки движения языка.
Использование данной модели на индивидуальных занятиях будет способствовать повышению мотивации дошкольников к занятиям артикуляционной гимнастикой и другими логопедическими технологиями, что будет благоприятно сказываться на успешной коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.