Попова Татьяна Викторовна
Коррекция мелкой моторики пальцев и кистей рук в работе с природным и бросовым материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, это ответственный период в жизни каждого ребенка, когда происходят изменения во всех сферах его деятельности. В этот период формируются зачатки творческих способностей, и в том числе, способность к решению проблем, которые могут возникать в той или иной ситуации жизни дошкольника. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук [4]. Понятие «мелкая моторика» связана с такими понятиями как «мелкий» и «моторика», поэтому в данной статье будут предложены способы развития данной способности у детей. В толковом словаре под редакцией Г. Я. Солганика и в толковом словаре С. И. Ожегова слово «мелкий» определяется как «небольшой, незначительный по размеру» [3]. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки [1]. Кольцова М. М. пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по ее мнению, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Приходя в группу детского сада, ребенок сталкивается с новой окружающей средой. В связи с этим необходимо, чтобы в свободном доступе находилось множество игр, пособий и игрушек для развития мелкой моторики. Кроме традиционных игрушек, детям можно предложить игры с использованием бросового и природного материала. «Работа с природным материалом – изобразительная деятельность, в процессе которой конструируется художественный образ из сухих листьев, травы, шишек, семян, крупы, веток, камушек, ракушек и другого материала природного происхождения. Занятия конструированием из природного материала позволяют расширить представления детей об окружающем мире, поддерживать познавательную активность, самостоятельность, навыки обследования, усидчивость» [5]. Дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Такой материал всегда под рукой, дети могут собирать шишки и камушки во время прогулок по парку, на участке, на даче; такой материал не требует финансовых затрат, и, одновременно, помогает формировать пространственные и количественные отношения, а также, дети знакомятся со свойствами природных материалов. Для работы с детьми мы используем различные подручные средства: -грецкие орехи и фундук для самомассажа и развития ловкости, -морские камушки, ракушки для коррекции движения двух рук одновременно, -коврики «травка» для массажа ладоней, -ленты, веревки для наматывания на деревянные катушки, -горох, фасоль для самомассажа кистей рук и для игры «найди, что спрятано», и т. д. Детям младшего возраста целесообразно предлагать такие игры как, например, «чудесный мешочек», которая состоит в том, что ребенок, засунув ручку в мешочек, наполненный различными предметами, отличающимися по форме и фактуре друг от друга. А для детей более старшего возраста используются предметы более мелкие по размеру и похожие и по фактуре, и по форме. Также можно использовать, так называемые, тактильные задачки, которые состоят в том, чтобы ребенок, не глядя, на ощупь, мог распознать различные поверхности: мех, песок, солому, листья, мох и т. п. Например, игра «тактильные крышечки» : несколько пластиковых крышечек, наполненных разными материалами (кожа, мех, крупы, ткань разной фактуры и т. д.) предлагаются ребенку, чтобы он не глядя, отгадал, что за материал ему предлагается. Такая игра развивает память, внимание, воображение и мелкую моторику. Следующая игра «кто быстрее» проводится в парах. В непрозрачный мешочек помещаются пуговицы, орехи, монеты, семечки, колпачки ручек и другой бросовый материал. Каждый из двух детей по команде воспитателя должен найти и достать названный воспитателем предмет. Чей мешочек станет пустым первым, тот и победитель. Очень хорошо использовать игры с песком, когда вы на прогулке с детьми. Можно предложить детям несколько вариантов игры с песком: например, рисунки на песке. Ребенок находит прутик или соломинку и изображает предметы, которые его просят нарисовать другие дети или воспитатель. Это развивает как мелкую моторику, так и творческие способности у дошкольников. Другая игра «отпечатки наших рук» очень удобная, поскольку, кроме влажного песка, ничего не требуется. Ребенок и взрослый по-очереди делают отпечатки ладоней на песке, сначала внутренней стороной, затем внешней. Ребенок отмечает плотность песка, его температуру и запоминает эти ощущения. Далее, он отмечает разницу рук – детской и взрослой, что помогает сформировать представления о величинах. Для игры «накорми птенцов» необходима формочка (для песка, конфет, яиц и др., пипетка, гречневая крупа, горох, фасоль и стакан с водой. На дне каждой формочки наклеен клювик разного цвета. Ребенок должен накормить птенца, который имеет цвет клювика, названный воспитателем. Таким образом, ребенок учится различать цвета и оттенки. Для детей старшего дошкольного возраста используются такие игры как «превращение веревочки», «по кочкам через болото», «наведи порядок» и др. Для проведения последней игры необходимы две пустые коробочки и одна большая с разными камушками и ракушками либо орешками и желудями. По команде воспитателя ребенок должен двумя руками распределить камушки и ракушки по разным маленьким коробочкам.
Публикация «Коррекция мелкой моторики пальцев и кистей рук в работе с природным и бросовым материалом» размещена в разделах
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Бросовый материал. Лепка
- Мелкая моторика
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Темочки
Кроме упомянутых, существуют дидактические игры для закрепления понятия формы. Например, игра «Узнай фигуру» предполагает узнавание определенной формы на ощупь (предлагается на ощупь достать из мешочка орех фундук (круглой формы, ракушка (плоская, желудь (овальный).
«Найди пару» ( предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов: две шишки, два желудя, две ракушки, две абрикосовые косточки)
Игра «Еловая шишка». Движение рук ребенка соответствует тексту стихотворения. Он проговаривает стихотворение и катает шишку, что развивает координацию движений, делает массаж ладоней, формируются двигательные навыки различной направленности.
Раз, два, три, четыре, пять,
шишку будем мы катать,
Шишку будем мы катать
раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
мы покатаем шишку немножко.
Непревзойденными играми для развития мелкой моторики рук является игра «Волшебные спички» и «Колодец». В первой игре ребенок по просьбе воспитателя выкладывает цветные спички по образцу, а затем повторяет это по памяти. Вторая игра сопровождается стихотворением, где ребенок должен сложить спички в форме колодца, выкладывая по спичке на каждую строчку [2].
А из нашего колодца никогда вода не льется
Нет ни кранов и ни труб,
Мы кладем из спичек сруб!
Очень, очень аккуратно,
Мы кладем и, вероятно,
Со стараньем возведен –
В мире лучшим будет он!
Ровно – ровно, спичку к спичке
Пусть совсем не для водички,
Понимаем я и ты
Строим мы для красоты!
Говоря об играх с использованием природного и бросового материала, необходимо отметить их благотворное действие на развитие мелкой моторики и, вследствие этого, развитие когнитивных способностей и речи. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся более общительными и спокойными, восприимчивыми к красоте природы. Кроме этого, руки ребенка становятся более крепкими, сильными и подвижными, и они уже готовы выполнять более сложные действия. Что касается использования стихотворной формы, которая сопровождается движением рук, полученный эффект – это развитие способности чувствовать ритм движений, ритм и темп речи. А «проговаривание» стихотворения вслух усиливает этот эффект за счет подключения речевого и слухового анализаторов в задней части нижней лобной извилины. В ней находится двигательный анализатор, где происходит анализ раздражений, происходящих от мускулатуры, участвующей в создании устной речи. Эта функция сопряжена с двигательным анализатором мышц губ, языка и гортани, что объясняет влияние проговаривания совместно с движениями рук на развитие и мелкой моторики, и устной речи.
Список литературы.
1. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : "Сов. Россия", 1973 – 160с.).
2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры», СПб. : Литера, - 2005.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1999 – 944 с.
4. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М. : ЭКСМО, 2010. - 234 с.
5. Федорова Ж. Е., Яковлева С. С. «Природный материал как средство развития мелкой моторики у детей старшего школьного возраста» Журнал //Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024"//. – 2023. – № 15 – С. 59-61.