тамара папст
Коррекция бокового сигматизма по методике Э. Я. Сизовой при дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция бокового сигматизма (по Э. Я. Сизовой, 1992) при дизартрии
Массаж лицевых мышц и губ
Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны :
похлопывание сглаженной носогубной складки;
круговые движения в месте соединения жевательных мышц;
поглаживание губ;
легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);
круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);
легкое пощипывание опущенного угла рта;
пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).
Публикация «Коррекция бокового сигматизма по методике Э, Я, Сизовой при дизартрии» размещена в разделах
Массаж языка
легкое поглаживание языка;
постукивание шпателем или пальцами по языку;
очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ и лицевых мышц
Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового – один.
Упражнения для языка
1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение.
2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение.
3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку.
4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку.
5. Покусывание боковых краев языка.
Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза.
3. Носовой
Появление носового оттенка у последующей гласной после «С, З, Ц». Задняя часть (корень) языка соприкасается с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Звуки заменяются храпом.
Коррекция
• Важно: дифференциация воздушной струи. Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Приучать направлять струю воздуха в рот (дуть сквозь сближенные губы) – длительно произносить «Ф».
• + широко просунутым между зубами языком – должен быть желобок («Ф»)
• межзубное произнесение
• переход к нормальному произнесению
Постановка свистящих: 1) от «Ф» с положением языка между нижней губой и верхними резцами; 2) произнести «С» при зажатых крыльях носа; 3) через межзубное положение.
Постановка шипящих: 1) произнести «Ш» при зажатых крыльях носа; 2) через межзубное положение.
4. Губно-зубной.
В учебниках О. В. Правдиной, Л. С. Волковой – данный дефект рассматривается как сигматизм, в пособиях М. Ф. Фомичевой, Е. Н. Российской и Л. А. Гараниной – как парасигматизм.
Свистящие и шипящие произносятся в той или иной степени подобно звукам «Ф, В» : язык в произношении не участвует, звуки произносятся как двугубные щелевые (при нормальном произношении – свистящие и шипящие
Нижняя губа сближается с верхними резцами, как при образовании звуков «Ф, В», поэтому: «С, Ц, Ш, Ч» с оттенком «Ф», а «З, Ж» – с оттенком «В».
Предрасполагает: прогнатия (верхние резцы резко выступают вперед).
Коррекция
• Уже есть воздушная струя, нужно затормозить участие нижней губы (механически – придерживать нижнюю губу пальцем, приставленным к ямочке под нижней губой или шпателем отвести нижнюю губу от зубов).
• Показать ребенку, что в момент произнесения фонемы «С» нижняя губа не должна соприкасаться и сближаться с верхними зубами.
• Артикуляционная гимнастика – чередование движений губ (смыкание – размыкание: трубочка - оскал) с обязательным оскаливанием (обнажением) нижних резцов
• Улыбнуться, оттянуть углы рта так, чтобы были видны зубы и подуть на кончик языка – должен быть свистящий звук («С»).
Постановка свистящих: выполнять упражнение «Заборчик» и произнести звук «С», придерживая нижнюю губу.
Постановка шипящих: произнести звук «Ш», вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.
Особенности автоматизации: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).
При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации (на 2 этапе) – ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. Нельзя проводить автоматизацию в словах, в которых есть другие неправильно произносимые звуки