Юлия Кормилицына
Коррекции эмоциональной сферы дошкольников методом сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция эмоциональной сферы дошкольников — это деятельность педагога, направленная на развитие эмоциональной и волевой сферы воспитанника, формирование нравственных, интеллектуальных, эстетических, практических чувств и выработку умения владеть своими чувствами, понимать и уважать чувства других.
Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, который использует сказку для решения проблем и задач в области воспитания, коррекции психоэмоционального состояния дошкольников.
Темочки:
Для детей дошкольного возраста характерна тревожность, которая влечет за собой отрицательные последствия в виде последующего торможения активности, направленной на достижение успеха, и развитием потребности избегания неудач. Отрицательный эмоциональный опыт этих детей препятствует формированию стремления к достижению успеха и способствует формированию тревожности как черты личности.
Чтобы избежать этих негативных последствий, необходима коррекция нарушений в развитии эмоциональной сферы детей.
Снижение тревожности дошкольников во время занятий можно достичь
через закрепление за ребенком предлагаемой ему роли управляющего
ситуацией, обучение умению решать проблемные ситуации и создание
условий для формирования способности самостоятельно принимать решения.
Роль, которую дети примеряют на себя, помогает преодолеть зажатость и
безынициативность, а особая внутренняя позиция, которая при этом
складывается у ребенка, помогает ему справиться с тревожащей ситуацией.
Занятия направлены на:
знакомство с чувствами, осознание их назначения и важность чувства
меры. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над
центром личности;
- развитие способности отслеживать свои ощущения (5 модальностей) и
развитие представлений о многообразии движений;
развитие познавательных процессов: произвольного внимания,
способности к запоминанию, установлению причинно-следственных
связей, способности к рассмотрению одного явления с нескольких
сторон, а также – исследование объектов окружающего мира,
обучение;
развитие творческих, созидающих возможностей личности с
использованием творческих видов деятельности;
формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание
опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей,
опыт совместного творчества;
формирование творческого конструктивного подхода к
действительности и ее изменению, формирование образа будущего, его
разыгрывание. Разыгрывание проблемных ситуаций и их творческая
коррекция (принцип психодрамы);
отыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальной ситуации,
гибкое «игровое» реагирование на «незапланированные» реакцию и
поведение.
Основным условием занятий является создание сказочной атмосферы.
Для этого специально подбирается музыка и сказочные волшебные
предметы; разноцветное освещение достигается путем прикрывания ламп
тканью разного цвета. Основным механизмом регуляции эмоциональных
процессов и формирования эмоционального контроля является
эмоциональная атмосфера, которая распространяется на участников занятия
по типу эмоционального «заражения».
Основными направлениями работы: рассказывание сказок ведущим; обсуждение сказок; сочинение нового начала или конца сказки;
сочинение собственных сказок детьми; метафорические сказки и погружение
в сказочный сюжет.