Папки-передвижки

Коррекция связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня

Ляйсан Сатдинова
Коррекция связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекции связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня

«Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Умение осмыслить воспринимаемый объект и выразить его содержание в правильной логической речи, отражает мыслительную деятельность человека. Уже в дошкольном возрасте дети должны научиться грамматически правильно, связно, последовательно и содержательно передавать свои мысли. Именно по этим признакам можно судить об уровне его речевого развития» .

Публикация «Коррекция связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах

«Многие авторы рассматривают связную речь и особенности ее развития с точки зрения разных наук. Со стороны педагогики связную речь рассматривают Е. И. Тихеева, А. М. Бородич; психологии – С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский; психолингвистики – А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина; логопедии В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева и др. В работах С. Л. Рубинштейна связностью считается адекватное речевое оформление мысли говорящего» [30].

«Ф. А. Сохин отмечал, что связная речь – это не только последовательность высказываемых мыслей, обозначенных точными словами в правильно построенных предложениях, но и проявление словарного запаса, звуковой стороны и грамматического строя речи» [33].

«Академик А. В. Текучев утверждал, что под связной речью в широком понимании необходимо принимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют организованное целое, т. е. каждое отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» .

«Таким образом, отечественные ученые и педагоги-практики характеризуют связную речь в общем смысле, как развернутое смысловое высказывание, обеспечивающее речевое общение. Вопросы развития связной речи у нормотипичных детей дошкольного возраста рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Л. А. Пеньевской, Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженской и др.» .

«Формирование речи и усвоение норм родного языка у дошкольников происходит по строгой закономерности и характеризуется рядом черт. Рассмотрим периодизацию развития связной речи. Т. В. Волосовец считает, что в процессе общения со взрослым у ребенка в течение первого года жизни, формируются предпосылки для развития связной речи, появляются первые слова. На втором году жизни слова носят обобщенно-смысловой характер, затем обозначения предметов, появляются первые предложения» .

«К третьему году жизни дети начинают пользоваться диалогической речью, словарный запас в этот период активно увеличивается. У них развивается понимание речи окружающих, в высказываниях усложняется структура построения предложений. В возрасте четырех лет фразовая речь у детей усложняется. Дошкольники используют в своих высказываниях союзы и предлоги, составляют сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, включающие в себя пять-шесть слов. К пяти годам они переходят от отдельных высказываний к более основательному, логично обоснованному и достаточно полному изложению. По словам Е. И. Тихеевой у детей к пяти-шести годам элементарные формы монологической речи (рассказ и пересказ) уже должны сформироваться» .

«Дошкольники в этот период начинают понимать собственную речь, активно употребляют в своих высказываниях наречия и прилагательные. В разговоре у них появляются придаточные предложения. Рассказы детей зачастую копируют образец взрослого, но в своих рассказах они самостоятельно не могут отличить существенные детали от второстепенных. По мнению А. А. Леонтьева самостоятельное составление сюжетного рассказа у детей дошкольного возраста происходит к семи годам» .

«Дети способны выделять в рассказе начало, основную часть и окончание, в своих высказываниях используют прямую речь. Следует отметить, что такие рассказы детей нарушены в последовательности событий и характеризуются однообразностью. Связная речь, определяющая уровень речевого и умственного развития, является высшей формой речемыслительной деятельности. Следовательно, дальнейшее успешное развитие у дошкольника в интеллектуальном и речевом направлении будет завысить от уровня умения логически и грамотно излагать свои мысли» [15].

«В последние десятилетия в нашей стране отмечается рост количества детей с различными проблемами в развитии. Наиболее часто встречающимся является общее недоразвитие речи (далее – ОНР, которое впервые было выделено Р. Е. Левиной и ее коллегами. Это нарушение включает в себя различные сложные речевые расстройства, нарушения звуковой (фонетика) и смысловой сторон речи (лексика, грамматика)» .

«Причины, способствующие речевому расстройству у детей следующие : наличие сложных, системных нарушений речи (алалия и афазия); наличие фонационных расстройств (ринолалия и дизартрия); недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи; инфекции или интоксикации матери во время беременности; несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности; патология натального (родового) периода; заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Это основные, наиболее сложные нарушения, оказывающие отрицательное воздействие на формирование речевой деятельности у детей» [28]

«В 70-80-е годы ХХ века выделялось три вида ОНР. Однако, исследования Т. Б. Филичевой позволили ей выделить четвертый уровень ОНР. Представим каждый из уровней более подробно.

I уровень ОНР характеризуется практически полным отсутствием словесных средств общения. У детей с ОНР первого уровня речевое развитие ограниченно, в то время как у их нормотипичных сверстников речь уже полностью сформирована» [17].

«Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов. В речевых высказываниях присутствуют звукоподражания и звуковые комплексы. Слова и их заменители употребляются детьми для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети активно пользуются паралингвистическими средствами общения (жестами, мимикой). Их речь понятна лишь в конкретной ситуации. У детей со II уровнем ОНР появляется фразовая речь, хотя в грамматическом и фонетическом отношении она продолжает оставаться искаженной. Словарь становится более разнообразным, лексико-грамматические разряды слов появляются в спонтанной речи. Свои высказывания строят, опираясь на наглядность. В их речи присутствуют простые предложения, связанные с семьей, с явлениями окружающего мира. Обращенную речь воспринимают неполно, грамматические формы остаются недостаточно сформированы».

«Дошкольники с III уровнем ОНР, самой распространенной степенью речевого нарушения, пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Они испытывают трудности в составлении связного высказывания, искаженно употребляют слова, у них недостаточно сформирована категория языка и ряд грамматических форм. В активном словаре употребляют существительные и глаголы, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Такие дети в овладении навыками связной речи отстают от нормально развивающихся сверстников, прежде всего, в монологической речи : описание, пересказ, рассказы (Т. П. Филичева, С. Н. Шаховская)» [15].

«М. Ф. Фомичева и Л. Н. Ефименкова у детей с ОНР III уровня отмечают существенные трудности при составлении описательного рассказа знакомого предмета по плану. Для их высказываний характерны: перечисление признаков предмета в произвольной последовательности, нарушение связности, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному. В большинстве случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета, при всем этом выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений» .

«IV уровень ОНР характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы. У детей происходят трудности в словообразовании и словоизменении. Они не могут использовать слова сложной структуры, нарушены некоторые грамматические конструкции. Дошкольники затрудняются связно высказывать свои мысли, отмечается дефект формирования логико-семантических и формально-грамматических структур».

«Таким образом, для каждого уровня ОНР характерен свой специфический комплекс проявлений. Но существует определенное сочетание признаков нарушения речи, которая свойственно всем уровням ОНР : затруднения в построении связного и развернутого высказывания, незначительные нарушения звуковой стороны речи, бедный словарный запас, несформированный грамматический строй речи. При составлении связного рассказа дошкольники допускают смысловые пропуски, делают большое число ошибок при построении предложений, теряют логическую последовательность, акцентирует внимание на второстепенных деталях, при этом пропускает главные события. У них сохраняются трудности при планировании высказываний и отборе соответствующих языковых средств» [31].

«Кроме того, дошкольники с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями развития психических процессов. Внимание у детей с ОНР всех уровней характеризуется недостаточной устойчивостью, ограниченными возможностями его распределения. Им сложно сосредоточиться и удерживать внимание на словесном материале вне наглядной ситуации. Также отмечаются нарушения вербальной памяти, они не могут длительное время сохранять в памяти многоступенчатые инструкции, теряют последовательность выполнения предложенного задания, с большим трудом восстанавливают последовательность предметов после перестановки мест. У детей данной категории страдает произвольная деятельность из-за нарушения внимания и памяти. Словесно-логическое мышление ниже возрастной нормы, они затрудняются в обобщении признаков, классификации предметов, с трудом овладевают сравнением, анализом и синтезом, характерна ригидность мышления» .

Психическое развитие дошкольников с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие, у них отмечается критичность к собственным речевым недостаткам. Поэтому формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Автор публикации:
Коррекция связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 19:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция связной монологической речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Ляйсан Сатдинова (УИ 438574) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД