Зоя Анатольевна Коноводова
Консультирование подростков на тему «Выбор профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультирование подростков на тему «Выбор профессии»
Вступительная часть
Сегодня наша встреча посвящена теме «Выбор профессии - случайность или судьба?» Возможно, вы еще не выбрали будущую профессию, но какое-то представление о том, что и как вам хотелось бы выполнять на работе, у каждого из вас имеется. Ответив на вопросы теста, вы можете уточнить для себя те части образа профессии, которые вы видите пока не очень отчетливо или не думали о них.
Публикация «Консультирование подростков на тему „Выбор профессии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Психология подростка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тестирование.
Возможно, вы еще не выбрали будущую профессию, но какое-то представление о том, что и как вам хотелось бы выполнять на работе, у каждого из вас имеется. Ответив на вопросы теста, вы можете уточнить для себя те части образа профессии, которые вы видите пока не очень отчетливо или не думали о них (Приложение №1).
Итак, выбор профессии - случайность или судьба? Вопрос не из легких. Кто-то делает выбор профессии легко и неосознанно, полагаясь на интуицию, другие - на мнение значимого окружения. Иные - напротив, долго не могут решиться и остановиться на определенной профессии : понимают, насколько важно подобрать ремесло «по душе». Найдутся и те, для которых самое главное при выборе профессии – размер заработка. Но насколько оправданы подобные решения?
Каждый человек имеет высокую вероятность успеха на определенной должности. Умения и способности, необходимые для конкретной профессии, возможно, уже известны; а кому-то еще не известны. Также при отборе кандидатов на место работы работодатель сосредоточен на поиске самого подходящего по личностным характеристикам, чтобы нанять такого подходящего кандидата на работу.
В научной психологии профессии различаются по следующим типам: «человек-природа», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» и «человек-человек».
«Человек-природа».
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то этот тип профессий для вас Специалистам этой области приходится
- изучать, анализировать, исследовать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, зоотехник, животновод, садовый дизайнер, микробиолог, гидробиолог, агрохимик);
- выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
- проводить профилактику заболеваний растений или животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Требования к этому типу профессий : развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени. Специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, а иногда в трудных погодных условиях, в грязи.
«Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электронике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то профессии типа «человек-техника» для вас. Большинство профессий этого типа связано с созданием, монтажом, сборкой технических устройств, с эксплуатацией технических устройств, с ремонтом технических систем, приборов, механизмов.
Требования к этому типу профессий : хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое, вибрационное и тактильное восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение, умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.
«Человек-знаковая система».
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой, то тип этих профессий для вас. Профессии «человек-знаковая система» связаны переработкой информации, различаются по особенностям предмета труда Это могут быть:
- тексты на родном и иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, телеграфист, делопроизволитель, наборщик);
- цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
- чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировльщик, штурман, геодезист);
- звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Требования к этому типу профессий : хорошая оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания, усидчивость, терпения, точность восприятия (память, логическое мышление.
«Человек - художественный образ».
Большинство профессий этого типа связано :
- с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
- с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-мебельщик);
- с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрустаю, маляр).
Требования к этому типу профессий : художественные способности, развитое зрительное восприятие, наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, умение эмоционально воздействовать на людей, желание демонстрировать свои художественные способности).
«Человек-человек».
Большинство профессий этого типа связано :
- с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
- с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);
- с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
- с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
- с защитой общества и государства (юрист, полицейский, инспектор, военнослужащий).
Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор – связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам типа «человек-человек».
Требования к этому типу профессий : стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции, способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека; умение слушать, учитывать мнение другого человека, способность владеть речью, мимикой, жестами, развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.
Психологи провели экспресс-тестирование среди присутствующих участников мероприятия и выяснили, к какому именно типу профессиональной деятельности склонен каждый из участников мероприятия.
Дискуссия, обсуждение темы:
«Лучше выбирать компромисс между потребностями и способностями» - считает Татьяна Княжева, руководитель секретариата Уполномоченного по правам ребенка. В ходе мероприятия она ответит на вопросы правового характера, касающиеся труда и производственных отношений.
Раскрытию природных задатков и внутренних резервов личности будут посвящены тренинговые упражнения, проведенные с группами подростков психологами уголовно-исполнительной инспекции Ольгой Кондратьевой, Юлией Заровой, представителем Общественного Совета и Общественной наблюдательной комиссии при ГУФСИН России по Ростовской области Анной Хоботовой.
Итак, у участников различные профессиональные склонности. Для некоторых результаты теста стали открытием себя реального.
Итак, выводы, которые мы сегодня сделали (резюме) :
Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты рискуешь стать самым несчастливым юристом или врачом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и «мерседес»!
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться твоему представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внешкольных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
ВЫБЕРИ СВОЙ ПУТЬ! Стремись к профессиональному становлению. Твой выбор профессии сегодня – шаг навстречу своему будущему.
Приложение №1
ТЕСТ «Предпочтительные виды профессиональной деятельности»
ФИО___
Читайте внимательно утверждения.
Если вы соглашаетесь с ними, то ставьте рядом знак (+).
Если не соглашаетесь, ставьте знак (-).
Если вы не можете на вопрос ответить определенно, не вписывайте ничего.
Утверждения I.
1. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными.
2. В школе больше всего я любил урок биологии.
3. Я охотно узнаю о растительном и животном мире.
4. Окружающие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными.
5. Интересуюсь охраной природной среды, леса, животных.
6. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения.
Утверждения II.
1. Охотно и подолгу могу что-либо мастерить, чинить.
2. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у окружающих.
3. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов.
4. Окружающие люди считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
5. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди.
6. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов.
Утверждения III.
1. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать.
2. Обычно я делаю мало ошибок в письменных текстах.
3. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы.
4. Обычно мне удается ясно для других излагать мысли в письменной форме.
5. Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова.
6. Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах.
Утверждения IV.
1. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки.
2. Активно участвовал бы в художественной самодеятельности.
3. Я артистичен и хотел бы попробовать играть на сцене.
4. Результаты моего художественного творчества одобряли даже незнакомые люди.
5. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.).
6. Охотно попробовал бы свои силы в живописи, музыке, поэзии.
Утверждения V.
1. Легко знакомлюсь с новыми людьми.
2. Люблю деятельность, при которой людей нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь в чем-то.
3. Легко улаживаю разногласия между конфликтующими людьми.
4. Я почти никогда не ссорюсь.
5. Мне часто случается помогать незнакомым людям.
6. Мне обычно удается убеждать людей в том, что нужно делать так, а не иначе.
___
Обработка (для психолога). Подсчитывается кол-во баллов каждой группы утверждений.
1- человек-природа
2- человек-техника
3- человек-знаковый символ
4- человек-худож. образ
5- человек-человек
Обследуемый склонен к тому типу профессий, по которому он набрал больше баллов. Некоторые имеют предрасположенность к нескольким видам профессиональной деятельности.