Олеся Лёвкина
Консультативный материал «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультативный материал
«Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг».
И. Сонер
Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Консультативный материал „Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с ОВЗ, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, учителя-дефектолога. Вся нагрузка ложится на педагогов дошкольных учреждений и на самих родителей.
Применение ими системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием будет способствовать положительному влиянию на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности речевом.
Результаты психодиагностического обследования детей, посещающих нашу группу компенсирующей направленности в нашем дошкольном учреждении, свидетельствуют о наличии у них ярко выраженных особенностей познавательной деятельности:
• низкий уровень интеллектуальной и речевой активности, скудный запас знаний об окружающей действительности;
• интерес к учебной деятельности не выражен, запоминание механическое.
Также отмечается некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям взрослого).
Учитывая данные особенности детей нашей группы, мы используем в своей работе нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность.
Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейропсихологические упражнения это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям с ОВЗ при различных видах нарушений, в том числе и речевых. Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.
Примеры простых нейропсихологических упражнений для развития мозга, которые можно использовать с детьми с ОВЗ :
1. Рисование в воздухе попеременно то правой, то левой руками контуров предметов, фигур, букв, цифр, слов, в зависимости от возраста. Затем одновременно двумя руками. Например, детям предлагается встать и нарисовать в воздухе цифру 1 или фигуру круг сначала правой рукой, затем левой. А потом одновременно правой и левой руками изобразить две цифры 1, два круга.
2. Рисование, обводка, разукрашивание на бумаге попеременно то правой, то левой руками, затем одновременно двумя руками фигур, предметов, изображений.
3. «Комочки-листочки» - сминание – распрямление бумаги. Детям предлагают взять тетрадный или альбомный лист и порвать его пополам, младшим дошкольникам предлагают уже готовые половинки листочков. Ребенок берет по половинке в каждую руку (упражнение делать стоя, важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно двумя руками сминает их в комочки, чтобы оба листа спрятались в кулаках. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой. Чем полезно упражнение: когда работают пальцы обеих рук-активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному. Доказано, что существует взаимосвязь между координацией движений человека и работой головного мозга! Так как головной мозг через нервные импульсы управляет работой всех органов и конечностей человека. Более того, головной мозг осуществляет тонкую координацию деятельности человека, связанную с равновесием. Специалисты также заметили, что когда человек после регулярных тренировок осваивает танцы, ходьбу по канату, длительно стоять на одной ноге, то у него чудесным образом улучшается работа головного мозга.
4. Корректурная проба. Нахождение, вычеркивание или подчеркивание, или обводка. На листе бумаги произвольно расположены ряды из предметов, фигур, цифр, букв. Ребенок должен найти и вычеркнуть или обвести, или подчеркнуть заданную фигуру, предмет, букву, цифру. Лучше брать те предметы или фигуры, которые ребенок плохо запоминает или путает. Очень полезное упражнение еще и для развития внимания.
5. Чтение стихотворения под хлопки. Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги (в тексте эти слоги помечены ударением). Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).
6. Hoc — пол — потолок. Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.
7. Запоминалочка. Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти. Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.
8. Окошко. Развитие целостного зрительного восприятия и образного мышления. Большую, насыщенную деталями картинку прикрывают листом бумаги с окошком. Передвигая лист, показывают предметы не целиком, а только их часть (например, половину часов). Ребёнок должен узнать и назвать предметы, которые видит через окошко. А потом представить и описать всю картинку. Например, на картинке изображена комната, в зелёном кресле сидит девочка, из-под стола выглядывает котёнок. Рекомендуемый формат картинки А4 или А5. Размер листа с окошком должен быть в два раза больше картинки. Размер окошка 2 х 2 см.
9. Упражнения с мячиками:
• Имитация действий жонглера – одной рукой подбрасывать мячик, а другой его ловить. После серии тренировок можно усложнить упражнение и ловить мячик с закрытыми глазами.
• Нужно подбрасывать мячик снизу одной рукой, а сверху хватать другой. Руки чередовать между собой.
• Мячик перебрасывать из одной руки в другую перед собой и за спиной.
• Передавать мячик за лопатками с разных сторон. Постепенно увеличивать темп движений.
На сегодняшний день доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста с ОВЗ. Они способствуют активации мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в школьном обучении.
Составляющие компоненты психомоторного развития, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ :
1. Развитие мелкой моторики.
2. Глазодвигательные упражнения. Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
3. Упражнения для развития артикуляции. Научно доказано, что большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта, поэтому данные упражнения её активизируют.
4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, которые способствуют развитию межполушарных связей, улучшают память и концентрацию внимания.
5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, формируют самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др., развитие саморегуляции.
8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий дошкольников, способствуя, лучшему пониманию друг друга.
9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Системность и поэтапность деятельности с использованием нейропсихологических приемов, способствуют формированию всех высших психических функций в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка. А это, в свою очередь, является фундаментом для успешной учёбы и адекватного поведения.