Елена Суркова
Консультация «Знакомство с окружающим миром» в рамках занятий в группе продленного дня
▼ Скачать + Заказать документы
Режим группы продленного дня предусматривает различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие учащихся. Большими возможностями в этом отношении обладают экскурсии и прогулки. Они могут значительно расширить кругозор обучающихся, пробудить у них глубокое понимание окружающего.
Публикация «Консультация „Знакомство с окружающим миром“ в рамках занятий в группе продленного дня» размещена в разделах
- Группа продленного дня, ГПД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
К сожалению, в практике школ воспитательные и познавательные возможности экскурсий и прогулок используются не в полной мере. Прогулки подчас сводятся только к удовлетворению двигательной активности детей, повышению работоспособности. Это не удивительно, например наблюдения за природными явлениями, знакомство с жизнью города, села и т. п., почти не осуществляется.
При проведении экскурсий и прогулок мало внимания уделяется вопросам формирования детского коллектива, взаимоотношений между ребятами; недостаточно участия самих ребят в подготовке и организации этих форм работы. В массовой практике, как правило, дети редко выполняют на экскурсиях задания поискового характера, способствующие формированию их познавательных интересов.
В педагогической литературе обстоятельно рассмотрены вопросы классификации прогулок и экскурсий, методика их проведения, позволяющая воспитателю применить их в системе, а значит, решать разнообразные задачи формирования личности : развивать наблюдательность, побуждать познавательный интерес, определенное нравственно-эстетическое отношение к окружающему, творческую активность.
К примеру, в группах продленного дня с младшими обучающимися часто проводятся прогулки-наблюдения в школьный парк, в сквер. Эти прогулки не требуют от воспитателя большой подготовки, могут проводиться в любое время года, потому что всегда найдется, что наблюдать в окружающей жизни : сезонные изменения растений и животных, труда людей. Основное при проведении такой прогулки выбрать наиболее удачный маршрут, подумать рассказ о наблюдаемом предмете или явлении, определить вопросы для беседы, способствующие пониманию наблюдаемого. Естественно, накануне стоит посоветоваться с учителем и согласовать с ним темы соответствующих уроков по окружающему миру, чтению, изо.
Так, по темам, связанным с сезонными изменениями в природе, с детьми школы №38 города Орла были проведены мной ряд прогулок-наблюдений в парк. Анализируя, к примеру, осенние изменения, воспитатель обращался к «живому объекту» несколько раз: в начале дети наблюдали первые признаки осени, затем золотую осень, наконец позднюю. На прогулках выявлялись отличительные признаки одного дерева от другого (форма кроны, цвет кроны, листья и т. д., сравнивались вид деревьев и поведение птиц в разные периоды осени. И всегда воспитатель обращает внимание детей на красоту природы в любую пору, при любой погоде.
Для развития у ребят наблюдательности хорошо проводить конкурсы «Кто самый наблюдательный?», «Кто лучше расскажет?», игры «Что это за дерево?», «Признаки дерева» и т. п.
Еще больше возможностей для подобной познавательной работы во время творческой прогулки, на прогулке-задании. К сожалению, эти виды прогулок недооцениваются и проводятся редко, хотя на них целесообразно закреплять некоторые темы уроков.
Прогулки-задания могут включать сборы гербариев, коллекций полезных ископаемых, лекарственных растений, природного материала для изготовления поделок, поиск определенных объектов.
Подобная прогулка-задание проведена в третьем классе. Суть задание-доставка важного пакета в соседний штаб. Организующий игру штаб (в него входят воспитатель, пионер вожатая, пионеры-шефы) подготовил секретные пакеты с заданиями, карты с маршрутами. Группа делиться на две команды, соревнующаяся между собой. Ребята сами придумывают названия, выбирают командиров. За правильностью прохождения маршрутов и соблюдением техники безопасности следили пионеры. Подобные игры-задания развивают у детей наблюдательность, смекалку умение ориентироваться на местности, воспитывают чувство коллективизма взаимовыручку.
В группе продленного дня во время ежедневных прогулок можно многое сделать по выработке и закреплению правил дорожного движения, навыков культурного поведения- соответствующие ситуации встречаются постоянно. Но целесообразны и специальные прогулки-практикумы, на которых эти задачи являются основными, а воспитатель преднамеренно создает ситуации, когда учащиеся должны действовать соответственно правилам.
Младшие обучающиеся любят прогулки – развлечения на которых проводятся подвижные игры, спортивные викторины, веселые эстафеты. Они закрепляют умения и навыки, полученные на уроках физкультуры, развивают ловкость, смекалку, укрепляют опорно-двигательную систему. Поэтому на каждой прогулке независимо от ее вида и сезонных условий можно и нужно отводить время для развлекательной деятельности.
Ценны в познавательном и воспитательном отношении прогулки – экскурсии по улицам города, связанным с историческими событиями или играющим важную роль в культурной и общественной жизни города. При правильном отборе объектов и умелой беседе они стимулируют интерес к событиям, желание узнать больше.
Педагогическая эффективность прогулок повышается именно благодаря возможности тесно связывать их с другими формами воспитательной работы, организуемыми в помещении: эстетическими беседами, занимательными часами, играми-путешествиями, оформлениями уголков и газет. Так мною были проведены беседы по картинам А. А. Пластова, И. И. Левитана, устный журнал «Природа родного края», музыкальный час «Природа в музыке» игра –путешествие «По нашей улице.» и др.
Экскурсии – обсуждения, построенные на эвристической беседе о том, что
детям частично знакомо из жизненного опыта, полезно устраивать в музеи, на выставки. Они сочетаются с играми-путешествиями, конкурсами, викторинами; на их материале проводятся устные журналы. Так после игры-путешествия «Растения и животные нашего края» мы были на экскурсии в Краеведческом музее. В ходе ее дети вспоминали загадки, называли повадки животных и особенности, лечебные свойства растений, о которых узнали накануне из природоведческой литературы. после экскурсии в группе дети оформили стенд отразивший интересное в мире животных и растений мы видим.
привлекать самих ребят к подготовке и организации экскурсий и прогулок, что бы сформировать у них соответствующие навыки, научить ответственности, любви к природе и родному краю.
Как мы видим, режим продленного дня позволяет связывать все виды и формы внеурочной деятельности обучаемых в единую систему, а привлечение дополнительных педагогических сил расширяет сферу общения детей со взрослыми, что способствует нравственному становление личности.