Александра Гуменюк
Консультация «Значение игр-забав в развитии детей раннего возраста»
Значение игр-забав в развитии детей раннего возраста
Одной из основных задач, стоящих перед родителями и воспитателями групп раннего возраста, является проведение игр-забав.
Что ее отличает от других игр?
Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имеют особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.
Публикация «Консультация „Значение игр-забав в развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Прежде всего, элемент неожиданности, сюрпризности. Играм-забавам должен сопутствовать элемент веселого удивления. Веселое настроение человека – это богатейший капитал. Никто так не ценит хорошую шутку-забаву, как дети. Проводя игру-забаву, можно не только передавать хорошие умения интересы, вкусы, привычки, но и воспитывать детей без нравоучений, подмечать много интересного в поведении, темпераменте, характере ребенка.
«Еду-еду к бабе, к деду,
на лошадке в красной шапке
по ровной дорожке на одной ножке,
в старом лопаточке, по рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в … в яму! Бух!»
Звонок
Расскажите малышу стихотворение:
Стенка, стенка,
(по очереди дотроньтесь до каждой из щечек ребенка)
Потолок,
(дотроньтесь до лба или поцелуйте в лоб)
Два окошка
(покажите на глазки)
И звонок
( прикоснитесь пальцем к носику ребенка и скажите: «Динь!».
Чмок
Расскажите ребенку потешку и дотрагивайтесь до называемых частей тела:
Ручки-ручки – потягушки
И ладошки – похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки –
Чмок! На последней строчке расцелуйте малыша.
Раз, два, три, бум!
Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно столкнитесь лбами. Снова скажите «Раз, два, три, бум!» и прижмитесь друг к другу носами (в следующий раз ушами, щеками, подбородком, ладошками, локтями, коленями и т. д.).
Ой ты, заяц
Расскажите малышу, лежащему перед вами на диване, потешку:
Ой ты, заяц косой – вот так!
(обнимите малыша)
Не ходи ты за мной – вот так!
(погрозите пальчиком)
В огород попадешь – вот так!
(подбросьте малыша)
Всю капусту сгрызешь – вот так,
(пощекочите малыша под шейкой)
Как поймаю тебя – вот так,
(обнимите)
Как за уши схвачу – вот так,
(потрепите малыша за ушки)
Да и хвост откручу – вот так!
(пощекочите малыша за попку).
Мы на лодочке плывем
Сядьте на пол, вытяните ноги вперед. Посадите сверху малыша, обнимитесь с ним или возьмитесь за руки. Раскачивайтесь в разные стороны и напевайте:
Мы на лодочке плывем,
Эту песенку поем.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает.
Ни одна игра-забава не может обойтись без соответствующего оборудования. Поэтому в совместной деятельности с детьми очень важно применять игрушки-забавы [29].
По определению Е. А. Флериной, игрушки-забавы - «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка - «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др.
Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.
Игрушка-забава - это нестандартный игровой предмет, вызывающий у ребенка чувство восторга и эмоциональный подъем, побуждающий к интенсивной веселой игре. Изначально взрослые создавали для детей игрушки для того, чтобы дети узнавали, что такое работа, учились играючи, забавляясь делать полезные дела.
Игрушка забава позволяет:
воспитывать чувство юмора у ребенка
отвлекать от неприятных ситуаций, снимать стресс, успокаиваться
относится к сложным ситуациям спокойно
учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми
развивать навыки исследователя
Виды игрушек забав:
1. Игрушки «Неожиданности». Например, из коробочки выскакивает клоун и смеется.
2. Игрушки каскадные. Самый яркий вариант – пружинки. Хорошо известна пружинка Корнея Чуковского, бегающая по лестнице и забавляющая детей. Игра в такую игрушку у детей может продолжаться от 3 минут до часа. Достаточно поставить на край ступеньки и слегка подтолкнуть пружинку и она весело «пройдет» весь путь сверху вниз по ступенечкам. Пружинка должна быть металлической, в пластмассовом варианте она ломается, с трудом может пройти весь путь по лестнице. Еще один пример каскадной игрушки забавы – «Ведерки», когда шарик, попадая в самое верхнее ведерко, бренчит, стучит и вдруг оказывается внизу.
3. Игрушки динамичные (иногда веревочные, механические. Это, как правило, народные игрушки, выточенные из дерева. Игровое действие крутится вокруг маленьких сценок, Например, курочки клюют семечки, достаточно игрушку просто поводить по кругу. Или медведь и мужик бьют молоточками по наковальне и т. д.
4. Игрушки динамичные (поют песню, танцуют, мигают множеством огоньков, прыгают) на батарейках. Это танцующие коровы, собаки, куклы на подставках.
5. Игрушки динамичные на радиоуправлении. Это, как правило, оригинальные машинки, животные, насекомые, которые интересно перемещаются, издают звуки и светятся огоньками. Классический вариант,
машинки-перевертыши, танцующие коровы.
Веселые игрушки-забавы нравятся детям раннего возраста. Они специально предназначены, для того, чтобы радовать, веселить детей, воспитывать чувство юмора. Игрушки-забавы помогают воспитателю организовать коллективные развлечения. К этому типу относятся игрушки-сюрпризы с разнообразными движениями, звуковыми, световыми и другими эффектами.
Конструкция их основана на разных механических принципах: движения при помощи различных механизмов – заводные игрушки, центробежные силы - волчки, медведи на планках; центра тяжести и равновесия – неваляшки; звуковых приборах – озвученные игрушки и т. д.
Богаты по содержанию и остроумны по конструкциям народные игрушки : ходящие по наклонное плоскости бычки, матрешки, вращающиеся мельницы, клоуны, кони в упряжках. Особенно славятся богородские резные игрушки из дерева: танцующий медведь, медведь на качающемся бревне, заяц-барабанщик; клюющие куры, дровосеки и др. Игрушки просты, динамичны, с мягким юмором. В них проявляется мудрость смекалка, изобретательность народных мастеров, их любовь к детям, стремлении их позабавить.
Среди игрушек-забав значительное место занимают музыкальные и звуковые игрушки – это различные органчики, шкатулки, дудки, гармошки. Игрушки детям воспитатель показывает сам чтобы позабавить и отвлечь детей от капризов. Для самостоятельной игры дают неваляшек, органчики, волчки, озвученные мягкие из плюша и байки игрушки.
Игрушки-забавы входят в жизнь ребенка в то прекрасное время, которое специально отведено ему природой для игр, и пробуждают в нем беззаботное веселье, радость. Но что мы называем игрушкой-забавой? Почему так часто слово «забава» употребляется в отношении детской игры и как синоним слова «игра»? Для уточнения понятий предлагаем обратиться к толковым словарям.
В зависимости от возраста дети по-разному воспринимают эти игрушки. Малышей интересует внешняя сторона действия игрушки, старших — секрет действия механизма, сюжет. Предметные действия ребенка связаны с его психофизическим развитием. Как только ребенок начинает сидеть, он любит манипулировать с игрушкой, пробует в подражание взрослому постучать молоточком по забавному яблочку, по колышкам.
Детям от пяти до девяти месяцев показывают игрушки, которые стимулируют ползание, в том числе крупные яркие неваляшки. И это одни из первых игрушек, которые мы относим непосредственно к разряду игрушек-забав.
С куклой-неваляшкой ребенок с удовольствием играет уже в самом раннем возрасте. Малыш с радостью рассматривает неваляшку, качает ее, толкает, наблюдает за движениями и прислушивается к звукам во время игры. Стоит ему уронить эту игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Неваляшка считается традиционной игрушкой для детей. Она совмещает погремушку и стабилизирующее устройство, привлекает яркостью цвета, формой, удобной и безопасной для малыша. По образному решению неваляшки — это, прежде всего куклы, медведи, собачки, птички как привычного для многих поколений, так и необычного дизайна. Есть также неваляшки-конструкторы с деталями различной степени твердости и разных размеров.
После первого года жизни ребенку показывают также игрушки-дергунчики, волчки среднего или крупного размера со звучащим эффектом, игрушки-пищалки (при дотрагивании до него, раздается звук, мелодия). Для забавы и развития есть развивающие игры для детей от 1 года до двух лет, придуманы книжки-игрушки (со звучащим устройством, для игр в воде и др.). Книжки-игрушки со звучащим устройством делают из ткани, из плотного картона.
Игрушки-забавы для детей до 3-х лет предназначены для игр со взрослым, под наблюдением взрослого. Но маленький волчок уже по силам запустить малышу полутора лет. Игрушка хорошо развивает мелкую моторику. Тонкая удобная ручка, небольшой вес, и ребенок с удовольствием учится правильно рассчитывать силу, точность движения пальцев рук и кисти.
Забавно звучащая игрушка - металлическая шарманка с сюрпризом. Шарманка издает приятный мелодичный звук. Игра с шарманкой способствует эстетическому развитию ребенка, улучшает эмоциональный фон. Сначала знакомят ребенка с обитателем шарманки, музицируют, а затем можно устроить сюрпризный момент.
При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого. По истечении определенного времени, когда дети утратят интерес к игрушке, педагог может убрать ее из группы, а затем вновь использовать для проведения игр-забав с ней. В результате наблюдений за поведением детей раннего возраста, было отмечено, что повторное возвращение к известным им играм вызывает еще больший восторг, чем при первоначальном их проведении. Поэтому повторять игры-забавы надо обязательно.
Игры-забавы с детьми раннего возраста рекомендуется проводить ежедневно в утреннее или вечернее время, когда у воспитателя и детей есть «свободное минутка». Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от 1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.
При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого.
Все действия педагога целесообразно сопровождать словами:
• сначала прямыми указаниями,
• потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт.
Содержание игр-забав (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности.
Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно.
Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий.
Особая задача педагога - вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.
Итоги использования игр-забав в образовательной деятельности:
• создают у детей хорошее, радостное настроение;
• способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;
• развивают речь детей;
• развивают мелкую моторику рук;
• знакомят ребенка с игрушками-забавами;
• обогащают эмоциональные переживания детей;
• способствуют раскрытию творческого потенциала педагога