МААМ-картинки

Консультация «Зелёный мир на окне»

Елена Жирнова
Консультация «Зелёный мир на окне»

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начинает вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенного вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, и их красоту, ради которой они и содержатся в доме.

Публикация «Консультация „Зелёный мир на окне“» размещена в разделах

Приучают дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений,изящные линии ниспадающих стеблей у амельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих видов. Даже чисто зеленый цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (сравните, к примеру, темную зелень кливии или аспидистры со значительно более светлыми её тонами у бальзамина и хлорофитума).

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Надо научить ребёнка с малых лет не только замечать,но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.

Умение рассматривать растения, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.

Приобщаясь к зелёному саду на окне, ребёнок постигает тайны жизни и ее проявления. Учиться отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения», не путать бурно растущее растение с погибающим. Таким образом, вместе со взрослым наблюдая за комнатными растениями ребёнок научится распознавать, где окраска растений бледная, а где она достаточно насыщенная, где стебель тянется к свету, а где он растёт нормально, где регулярно появляются новые побеги и листья, а где они «стоят на месте». При систематическом общении с растениями ребёнок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер и пр. - это, прежде всего показатели степени благополучия растений, то есть обеспеченности его необходимыми условиями.

Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе с взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник сможет оказывать действенную помощь зелёным друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Как же должны поступать семьи, чтобы при наличии комнатных растений можно было решать различные задачи в воспитании ребенка дошкольного возраста?

Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Взор ребенка привлекают яркие образы и быстрая смена событий. Этими особенностями ему следует воспользоваться: они помогут ему заняться поливкой растений. Взрослый, поливая, умышленно ничего не говорит о цветах. Сейчас ребёнку надо показать лишь интересные действия с водой. Мать или отец поливает, а ребёнок смотрит. При этом его внимание обращено на то, куда девается вода, как она появляется на поддоне.

Затем он спрашивает у ребенка, хочет ли он, чтобы он купили лейку, из которой он будет поливать.

И вот маленькая, красивая леечка дома. Предложите ребенку сразу же налить неё воды - пусть та постоит и согреется. Следующую поливку делайте вместе, из двух леек. Взрослый, поливая растения, следит за ребёнком, помогает ему. В конце поливки он задаё т ребенку серьезный вопрос:

-А зачем мы поливаем растения? Не следует спешить с ответом - пусть ребёнок удивится, подумает, посмотрит на цветы, выскажет вам всё (даже, может быть, и нелепые) свои предположения. Только после этого взрослый объясняет, что растения живые, они пьют воду и растут, становится красивыми.

Ребёнок внимательно рассматривает растения, а взрослый не торопит его, не спешит с показом - пусть ребёнок сам остановит на чём-то взор,спросит, удивиться. Видя, что наблюдательность ребенка иссякает, взрослый спрашивает, какое же растение ему больше всех понравилось. После того как он покажет, взрослый должен поддержать его интерес, сказав как оно называется, какие у него красивые листья, цветы стебель и пр. В заключение оба заполняют лейки водой, вытирают капли и лужицы на подоконнике. Взрослый может пояснить, что воду всегда надо наливать заранее: растение не любит холода, а от тёплой воды они лучше растут. Так у ребёнка начинает пробуждаться осмысленная наблюдательность и формироваться знание трудовых действий взрослого, ухаживающего за цветами, и в его сознании устанавливаются связи между уходом за растениями и их состоянием, красотой.

Нельзя, чтобы остался без внимания маленьких детей период цветения. Цветущие растения, особенно в холодное время года, как нельзя лучше украшают жилище, радуют взор, создает хорошее настроение. Надо научить ребёнка замечать эту красоту. Привычный взгляд взрослого остановится на бутонах ещё в зародышевом состоянии. Но не следует спешить их показывать детям: без опыта они не в состоянии представить, что это начало будущего цветка. А вот когда бутоны будут крупными, незадолго до распускания, ребенка 5 -6 лет следует подвести к растениям и предложить ему внимательно посмотреть - не появились ли что-то необычное.

Дошкольник 5 - 6 лет, уверенный в своих достижениях, глубже воспринимает окружающее - его труд по уходу за растениями может быть сложнее. Он может действовать не только одновременно со взрослыми, но и самостоятельно, без непосредственного надзора. Но это не означает бесконтрольность. Именно своевременный и правильный контроль взрослого способствует закреплению успехов ребенка в приобретении трудовых и нравственных навыков. Мать и отец периодически дает поручения сыну или дочери: «Осмотри землю в горшках и реши, надо ли поливать растения. Полей цветы, и наполни лейки водой и поставь их на место, помой поддоны». Ребёнок выполняет их самостоятельно, а взрослый через некоторое время проверяет его действия. При этом дошкольник должен услышать от него о результатах контроля, то есть получить оценку своего труда. Например: я посмотрела, ты всё правильно в некоторых горшках земля уже сухая - и её надо полить, в других еще влажная - поливать не стоит! А можно и так: я хотела поддоны поставить уже под цветы, а ты, оказывается, их ещё не вымыл. Ты ведь не забыл, конечно?

Время от времени взрослый и дошкольник трудятся вместе. В эти моменты следует показать новые приемы. Например, как и какие растения надо мыть под душем, у каких следует протирать листья мокрой тряпкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить землю в горшках. В такие моменты из разговора со взрослым ребё нок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями (поэтому они должны быть чистыми). Растениям нужна не только вода, но воздух - землю надо рыхлить. Их надо пересаживать в новую питательную почву и т. д.

Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. Его могут практиковать и те семьи, который не содержат комнатных растений. Выращивать следует то, что растёт быстро «прямо на глазах» у ребё нка: лук, корнеплоды, картофель. Луковица, посаженная в банку с водой, быстро дает корни, а затем зелень. Роль взрослого том,чтобы дать малышу луковицу и показать, каким концом и как посадить её в банку, но и в том, чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь ему осмыслить их.

Успешнее всего это получается, если взрослый регулярно проводит вместе с ребёнком наблюдения один раз в неделю. Недельный интервал позволяет обнаружить очевидные изменения луковицы. Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какой она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растений с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось. Рост и развитие растений совершается относительно медленно, и дошкольнику не владеющему временными представлениями, трудно определить, как долго растет луковица. Ему можно помочь, если под каждым рисунком, на котором она запечатлена, изобразить полоску времени – неделю. Для ребенка это не только сложно, но и увлекательно: должно быть 7 одинаковых квадратиков (7 дней недели). Каждый квадрат ребёнок раскрасит «своим» цветом: понедельник - фиолетовым, вторник - синим и так далее. До воскресенья, которое принято закрашивать красным цветом. Таким образом, за месяц у ребенка получится 5 рисунков, на которых образно и конкретно будет показано как менялась луковица в течение месяца по мере своего роста и развития.

Старшего дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян. Предложить ему разложить на мокрой тряпочке крупные семена фасоли, гороха, огурцов. Пусть он прикроет их сверху тоже мокрой тканью и следит ежедневно, чтобы она не высохла. Вскоре семена набухнут, увеличатся в размере, появится отростки: один - начало корня, другой - начало стебля.

Посадив в землю пророщенные семена, ребёнок может наблюдать, как появляются росток, семядольные листочки, основные листья и так далее. Ну,а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка - сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Дошкольник, прошедшей домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. Он сумеет вырастить 1 сентября подарок школе - комнатное растение. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые серьезные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Публикации по теме:

«Зеленый мир на окне». Фотоотчет по оформлению огорода на окне«Зеленый мир на окне». Фотоотчет по оформлению огорода на окне "Зеленый мир на окне". Фотоотчет по оформлению огорода на окне. Весна! Природа оживает, прилетают птички, светит и греет солнышко, оживает.

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Мир в моем окне» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Мир в моём окне» Составила воспитатель МБ ДОУ д/с.

Консультация для педагогов «Волшебный мир — театр» Волшебный мир- театр. Театр- это волшебный край, В котором ребенок радуется, играя, А в игре он познает мир! Каждый ребенок с первого.

Консультация для педагогов «Мир, в котором я живу» «Мир в котором я живу Лаборатория «любознательных гномов» у нас есть, Всего здесь и не перечесть:сита,колбы и весы, Микоскопы не для.

Консультация для родителей «Волшебный мир книги» [h3Консультация для родителей: «Волшебный мир книги.» Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Потому, что она дает.

Консультация для родителей «Раскрась мир…» Заметили, что ребёнок рисует, что-то шепчет себе под нос? Откройте для него прекрасный мир искусства! Дайте ребёнку возможность погрузиться.

Консультация «Войди в мир искусства» Консультация " Войди в мир искусства" Чтобы познакомить ребёнка дошкольника с экспозиции Третьяковской галереи не так уж необходимо экскурсия.

Художественно-творческий краткосрочный проект «Мир в твоем окне» Тип проекта: художественно-творческий, краткосрочный. Участники: воспитанники ДОУ "Зыковский детский сад", педагоги, специалисты, родители.

Проект по экологии в подготовительной группе «Зелёный мир» Вид проекта – исследовательско-творческий. Срок реализации проекта – 1 неделя. Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатель,.

Консультация «Услышать мир ребенка!» Ребенок - это постоянно растущий и развивающийся организм, творение Бога и в каждой семье появление Малыша является долгожданным чудом,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Зелёный мир на окне»
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 23:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Зелёный мир на окне»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД