Елена Жирнова
Консультация «Зелёный мир на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начинает вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенного вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.
Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, и их красоту, ради которой они и содержатся в доме.
Публикация «Консультация „Зелёный мир на окне“» размещена в разделах
Приучают дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений,изящные линии ниспадающих стеблей у амельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих видов. Даже чисто зеленый цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (сравните, к примеру, темную зелень кливии или аспидистры со значительно более светлыми её тонами у бальзамина и хлорофитума).
Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Надо научить ребёнка с малых лет не только замечать,но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.
Умение рассматривать растения, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.
Приобщаясь к зелёному саду на окне, ребёнок постигает тайны жизни и ее проявления. Учиться отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения», не путать бурно растущее растение с погибающим. Таким образом, вместе со взрослым наблюдая за комнатными растениями ребёнок научится распознавать, где окраска растений бледная, а где она достаточно насыщенная, где стебель тянется к свету, а где он растёт нормально, где регулярно появляются новые побеги и листья, а где они «стоят на месте». При систематическом общении с растениями ребёнок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер и пр. - это, прежде всего показатели степени благополучия растений, то есть обеспеченности его необходимыми условиями.
Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе с взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник сможет оказывать действенную помощь зелёным друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Как же должны поступать семьи, чтобы при наличии комнатных растений можно было решать различные задачи в воспитании ребенка дошкольного возраста?
Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Взор ребенка привлекают яркие образы и быстрая смена событий. Этими особенностями ему следует воспользоваться: они помогут ему заняться поливкой растений. Взрослый, поливая, умышленно ничего не говорит о цветах. Сейчас ребёнку надо показать лишь интересные действия с водой. Мать или отец поливает, а ребёнок смотрит. При этом его внимание обращено на то, куда девается вода, как она появляется на поддоне.
Затем он спрашивает у ребенка, хочет ли он, чтобы он купили лейку, из которой он будет поливать.
И вот маленькая, красивая леечка дома. Предложите ребенку сразу же налить неё воды - пусть та постоит и согреется. Следующую поливку делайте вместе, из двух леек. Взрослый, поливая растения, следит за ребёнком, помогает ему. В конце поливки он задаё т ребенку серьезный вопрос:
-А зачем мы поливаем растения? Не следует спешить с ответом - пусть ребёнок удивится, подумает, посмотрит на цветы, выскажет вам всё (даже, может быть, и нелепые) свои предположения. Только после этого взрослый объясняет, что растения живые, они пьют воду и растут, становится красивыми.
Ребёнок внимательно рассматривает растения, а взрослый не торопит его, не спешит с показом - пусть ребёнок сам остановит на чём-то взор,спросит, удивиться. Видя, что наблюдательность ребенка иссякает, взрослый спрашивает, какое же растение ему больше всех понравилось. После того как он покажет, взрослый должен поддержать его интерес, сказав как оно называется, какие у него красивые листья, цветы стебель и пр. В заключение оба заполняют лейки водой, вытирают капли и лужицы на подоконнике. Взрослый может пояснить, что воду всегда надо наливать заранее: растение не любит холода, а от тёплой воды они лучше растут. Так у ребёнка начинает пробуждаться осмысленная наблюдательность и формироваться знание трудовых действий взрослого, ухаживающего за цветами, и в его сознании устанавливаются связи между уходом за растениями и их состоянием, красотой.
Нельзя, чтобы остался без внимания маленьких детей период цветения. Цветущие растения, особенно в холодное время года, как нельзя лучше украшают жилище, радуют взор, создает хорошее настроение. Надо научить ребёнка замечать эту красоту. Привычный взгляд взрослого остановится на бутонах ещё в зародышевом состоянии. Но не следует спешить их показывать детям: без опыта они не в состоянии представить, что это начало будущего цветка. А вот когда бутоны будут крупными, незадолго до распускания, ребенка 5 -6 лет следует подвести к растениям и предложить ему внимательно посмотреть - не появились ли что-то необычное.
Дошкольник 5 - 6 лет, уверенный в своих достижениях, глубже воспринимает окружающее - его труд по уходу за растениями может быть сложнее. Он может действовать не только одновременно со взрослыми, но и самостоятельно, без непосредственного надзора. Но это не означает бесконтрольность. Именно своевременный и правильный контроль взрослого способствует закреплению успехов ребенка в приобретении трудовых и нравственных навыков. Мать и отец периодически дает поручения сыну или дочери: «Осмотри землю в горшках и реши, надо ли поливать растения. Полей цветы, и наполни лейки водой и поставь их на место, помой поддоны». Ребёнок выполняет их самостоятельно, а взрослый через некоторое время проверяет его действия. При этом дошкольник должен услышать от него о результатах контроля, то есть получить оценку своего труда. Например: я посмотрела, ты всё правильно в некоторых горшках земля уже сухая - и её надо полить, в других еще влажная - поливать не стоит! А можно и так: я хотела поддоны поставить уже под цветы, а ты, оказывается, их ещё не вымыл. Ты ведь не забыл, конечно?
Время от времени взрослый и дошкольник трудятся вместе. В эти моменты следует показать новые приемы. Например, как и какие растения надо мыть под душем, у каких следует протирать листья мокрой тряпкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить землю в горшках. В такие моменты из разговора со взрослым ребё нок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями (поэтому они должны быть чистыми). Растениям нужна не только вода, но воздух - землю надо рыхлить. Их надо пересаживать в новую питательную почву и т. д.
Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. Его могут практиковать и те семьи, который не содержат комнатных растений. Выращивать следует то, что растёт быстро «прямо на глазах» у ребё нка: лук, корнеплоды, картофель. Луковица, посаженная в банку с водой, быстро дает корни, а затем зелень. Роль взрослого том,чтобы дать малышу луковицу и показать, каким концом и как посадить её в банку, но и в том, чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь ему осмыслить их.
Успешнее всего это получается, если взрослый регулярно проводит вместе с ребёнком наблюдения один раз в неделю. Недельный интервал позволяет обнаружить очевидные изменения луковицы. Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какой она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растений с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось. Рост и развитие растений совершается относительно медленно, и дошкольнику не владеющему временными представлениями, трудно определить, как долго растет луковица. Ему можно помочь, если под каждым рисунком, на котором она запечатлена, изобразить полоску времени – неделю. Для ребенка это не только сложно, но и увлекательно: должно быть 7 одинаковых квадратиков (7 дней недели). Каждый квадрат ребёнок раскрасит «своим» цветом: понедельник - фиолетовым, вторник - синим и так далее. До воскресенья, которое принято закрашивать красным цветом. Таким образом, за месяц у ребенка получится 5 рисунков, на которых образно и конкретно будет показано как менялась луковица в течение месяца по мере своего роста и развития.
Старшего дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян. Предложить ему разложить на мокрой тряпочке крупные семена фасоли, гороха, огурцов. Пусть он прикроет их сверху тоже мокрой тканью и следит ежедневно, чтобы она не высохла. Вскоре семена набухнут, увеличатся в размере, появится отростки: один - начало корня, другой - начало стебля.
Посадив в землю пророщенные семена, ребёнок может наблюдать, как появляются росток, семядольные листочки, основные листья и так далее. Ну,а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка - сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Дошкольник, прошедшей домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. Он сумеет вырастить 1 сентября подарок школе - комнатное растение. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые серьезные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.