Елена Дермер
Консультация для педагогов «Мир, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир в котором я живу
Лаборатория «любознательных гномов» у нас есть,
Всего здесь и не перечесть:сита,колбы и весы,
Микоскопы не для красы.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир,заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Публикация «Консультация для педагогов „Мир, в котором я живу“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Поэтому за основу своей работы с детьми по развитию познавательной активности я взяла опытно-экспериментальную деятельность детей в природе.
Главным методом, используемый в моей работе с детьми, считаю проблемный метод, который помогает мне создать. Проблемную ситуацию, в решение которой вовлекается ребенок. У него появляется потребность решить задачу, проверить ее на практике, сделать вывод, обобщить результаты, сравнить их со своими предложениями.
В нашей группе создан исследовательский уголок «Любознательный гномик» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисков активности. Там есть различные материалы для исследований:
- Камни, шишки, пробки, трубочки;
-песок, рассыпчатый материал,шары,магниты;
-желуди,зерновые культуры.
Для активизации детской исследовательской деятельности я использую оборудование: разнообразные трубочки, воронки, сито, тарелочки, стаканчики, песочные формочки, ложки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую –опыты. Они проводятся как и на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
С помощью увлекательных исследований «Удивительная почва» дети выделили, сравнили свойства песка и глины, выяснили, что в почве есть для жизни живые организмы. Опыты с воздухом помогли детям понять, почему дует ветер, почему появляются волны,что воздух легче воды.
Очень интересной и плодотворной стала такая работа над проектом «Здравствуй дерево». В начале был подготовительный этап- я проводила беседы о деревьях, чтобы выяснить представления детей об этих растениях, заинтересовать проблемой. Затем был выбран объект исследования- кустарник на участке детского сада, с которым дети решили подружиться. Дети придумывали рассказы, рассматривали его, собирали стихи, сообщали какую пользу приносят деревья людям.
Наблюдение требует от ребенка большой концентрации внимания, умственных усилий. Поэтому на прогулках, экскурсиях я обращаю внимание детей на красоту окружающей природы, предлагаю выбрать дерево во дворе, отнестись к нему как к живому существу, замечать новые побеги, засохшие ветви. Таким образом, интересные опыты, наблюдения за объектом живой и неживой природы помогли мне научить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.
Познавательная деятельность, что это такое?
Воспитателю не знать покоя,
Перечитать множество книг
Как в школе прилежный ученик.
Рассказать детям о форме и цвете,
О Казахстане и большой планете;
Ставить опыты с глиной и песком,
Льдинку полизать языком,
Белый камушек потрогать ладошкой
И крупу измерить мерной ложкой.
Ставить опыты с водой и паром,
Построить мост или красивый дом,
Ну а потом – на космодром,
И полететь в космической ракете,
Чтоб передать привет другой планете,
И рассказать как наши дети-
Умны, изобретательны,
Прилежны и старательны,
У них способности не счесть
К познанию- стремленье есть!