Светлана Молчанова
Консультация «Зачем нужны считалки»
▼ Скачать
Зачем нужны считалки?
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребёнка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребёнок познаёт мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.
Игры бывают разными: обучающими, развивающими и подвижными.
Публикация «Консультация „Зачем нужны считалки“» размещена в разделах
Подвижные игры важны для развития ребенка. Потому что в дошкольном возрасте у ребёнка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребёнка, как в физическом, так и в психическом плане. Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять чёткие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками.
Особенно полезны подвижные игры застенчивым деткам. Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своём стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда всё у него получается.
Играя с детьми в подвижные игры часто нужно выбрать водящего. Вот тогда-то на помощь приходят считалки.
Считалки – это рифмованные стишки, состоящие по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Считалка произносится, как правило, в быстром темпе. При этом основное внимание уделяется точному ритму, которого нужно придерживаться. При произнесении очередной ритмической единицы (определённый ударный слог) тот, кто читает текст, показывает на следующего игрока.
Считалка, звучащая из уст воспитателя, способствует развитию у детей фонематического слуха, выработке навыков улавливания тонких звуковых различий в русском языке, запоминанию слов. Считалки способствуют развитию памяти, и легко запоминаются, поэтому их используют в работе с дошкольниками.
Очень важным моментом при проведении подвижных игр является распределение ролей. Считалкой можно выбрать водящего в подвижной игре уже на пятом году жизни, т. к. в течение года воспитатель приучает всех детей быть ведущими. Выбирая детей на роль ведущих, воспитатель должен учитывать особенности каждого ребёнка. Малоактивных, застенчивых детей следует заранее привлекать к подготовке игры, сначала доверять в игре более простую роль, в которой он отвечал бы главным образом за свои действия.
Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться считалкой при распределении ролей в игре. Для этого нужно предложить детям встать в круг, а воспитатель, встав в центр круга, подходит к одному из детей и начинает произносить считалку громко, ясно, не спеша, передвигаясь по кругу, указывая рукой при произнесении слов поочерёдно на играющих. Ребёнок, на которого приходится последнее слово считалки, оказывается водящим или первым начинает игру.
Для того, чтобы закрепить умение произносить текст считалки и одновременно указывать рукой поочерёдно на играющих, следует использовать и такой приё м: воспитатель предлагает детям, выбирая ведущего, текст считалки произносить всем вместе. При этом следить за чётким произношением короткого стихотворения. Когда дети запомнят несколько считалок, научатся с помощью воспитателя ими пользоваться, можно уже предложить выбрать ведущего по считалке ребёнку, который хорошо её знает. В другом случае воспитатель спрашивает у детей: «Какую мы выберем сегодня считалку? Кто хочет считать?».
С детьми шестого года жизни часто для распределения ролей применяются считалки более сложного содержания. Детей привлекает звуковое сочетание слов в некоторых считалках, содержание которых не имеет определенного смысла. Водящего выбрать дети могут и при помощи считалок-шуток.
В играх детей седьмого года жизни при активном их участии происходит распределение ролей, они сами выбирают водящих. Дети очень любят разнообразные по содержанию считалки и охотно их применяют, демонстрируя свои знания товарищам.
На роль водящего - ловишки воспитатель может назначить сам. При выборе ребёнка на ту или иную роль нужно учитывать его особенности и возможности, так как часто от удачного распределения ролей зависит успех игры. Но нельзя также поручать ответственные и интересные роли одним и тем же детям. Это развивает у одних зазнайство, а у других неуверенность в своих силах. Если ребёнок застенчив, малоподвижен, ему надо давать первое время менее ответственные роли, назначать, например, помощником в игре и постепенно подводить к исполнению более сложных ролей. Подбирая детям соответствующие роли, можно активизировать малоактивных детей, регулировать неуравновешенных, следя за неуклонным выполнением ими правил.
А теперь подведем итог. Так нужны считалки или нет? Конечно, Да! Потому что:
- дети используют считалки в играх : с их помощью выбирают водящего и делают это по справедливости, честно, без обмана (ведь на ком остановится считалочка, тот и будет водить);
- при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе;
- участвуя в подвижных и ролевых играх, ребенок учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества;
- как правило, при заучивании считалочек выполняются различные движения, способствующие развитию координации и моторики у детей;
- хорошо развивают память (ребенок учит наизусть веселый ритмичный стишок);
- происходит совершенствование чувства ритма;
- развитие внимательности (с помощью считалочки можно вовлечь ребенка в любую игру и научить его концентрировать внимание на различных ее моментах);
- есть считалочки, обучающие счету. Ребенку легче выучить цифры, повторяя их в забавном детском стишке;
- каждый стишок – это ряд образов, которые способствует развитию креативного мышления и фантазии у ребенка. Множество различных образов появляются в мыслях при повторении любого из них. В большинстве своем это сказочные персонажи или забавные и милые животные.
Считалки — уникальный фольклорный жанр, который делает жизнь малышей более насыщенной и весёлой. Считалки очень полезны для всестороннего детского развития. Родители и педагоги должны поощрять их использование в играх, подсказывая ребятам известные тексты и побуждая придумывать новые.