Лучший педагог года

Консультация «Эвристическая беседа»

Оксана Захарова
Консультация «Эвристическая беседа»

Эвристическая беседа.

Одним из эффективных методов обучения является эвристическая беседа.

Это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы детей в нужное русло. Эвристическая беседа происходит от латинского слова «эврика», что означает – открытие.

Эвристическая беседа, прежде всего, направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит детей, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам.

Публикация «Консультация „Эвристическая беседа“» размещена в разделах

Эвристическая беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, таких как явление, событие и так далее.

Эвристическая беседа считается успешной в том случае, если вопросы были правильно поставлены и дети дали правильные ответы.

Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Результативным этот метод будет только в том случае, если мы сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе.

Чем же мы должны заинтересовать при проведении этой беседы? Применять этот метод следует тогда, когда в подгруппе собраны дети с равными умственными способностями. Кроме того, необходимо выяснить особенности мышления дошкольников, памяти, того, как быстро они усваивают материал. В связи с полученными данными мы можем вычислить, какой объём знаний который необходим им для усвоения.

Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? – являются эвристическими, они не столько создают затруднения, сколько приводят к творческому поиску.

Эвристические вопросы помогают нам воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.

При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.

Основанием для использования метода эвристической беседы служат уже полученные ранее знания и приобретённый опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким нашим руководством. Наша роль как воспитателей сводится к тому, чтобы путём умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.

В процессе эвристической беседы в нашей группе выделено пять серий вопросов.

Первая серия вопросов мы с детьми выясняем целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.

Например: Кто, где, когда, что? В чём суть? Какова главная идея?

Вторая серия вопросов направлена на решение поставленной проблемы.

Например: Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?

Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.

Например: Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните.

Четвёртая серия вопросов приводит к формулировке выводов самими детьми.

Например: Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?

Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.

Например: Как и где использовать? Что ещё может интересовать?

Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.

Предлагаем примеры эвристических бесед :

Тема: «Наше лицо»

Цель: формировать у детей элементарные знания о том, что все люди разные, не похожи друг на друга.

Мы заинтересовываем детей к собственному внешнему виду и внешности окружающих. Учим видеть признаки сходства, различия и выражать их в речи. Знакомим ребят с отражением, рассматривая себя в зеркале, предлагая запомнить цвет глаз, волос. Рассмотреть лицо своего друга, сравнить со своим лицом. Измерить рост при помощи ростомера, сравнить свой рост с ростом других детей или с нашим ростом. После чего предложить детям по рассуждать.

Тема «Наши друзья — птицы».

Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.

Материал: картины и фотографии с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, голубь, снегирь, волнистый попугай и т. д.).

Ход беседы

Мы предлагаем детям рассмотреть фотографии и картины с изображением птиц, а затем организует беседу по следующим вопросам:

— Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц?

— Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья.)

— Какое значение имеет для птиц умение летать? — Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают припомощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобыбрать пищу.)

Так же предлагаем детям изготовить кормушки и вынести их на участок, чтобы покормить птиц в холодный период.

Тема «Живая и неживая природа вокруг нас».

Цель: формирование понятий «живая природа» и «неживая природа»; упражнение детей в умении выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, отвечать на вопросы и делать выводы.

Материал: картинки с изображением кошки с котятами, деревьев с зелёными листьями и во время листопада.

Ход беседы:

Напоминаем детям, что все предметы на Земле делятся на живые и неживые и предлагает подумать, чем они отличаются друг от друга.

— Какие важные свойства есть у живых организмов? (Они способны расти, залечивать раны, всостоянии размножаться, приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешниераздражители.)

— Приведите примеры, как живые организмы растут. (Из жёлудя вырастает дуб. Из семени вырастаетцветок. Из котёнка вырастает кошка.) Но растёт и сосулька на крыше, можно ли её назвать живой? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела могут залечивать свои раны? (У деревьев вместо старых листьев появляются новые. У человека порезанная ранка заживает.) Но мы говорим, что «обновляются» и реки: весной они наполняются водой, а летом пересыхают. Значит, они живые? (Нет.) Тогда давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела размножаются? (У человека рождаются дети. У животных рождаются детёныши. У растений появляются отростки.) Но камень под воздействием ветра, снега, дождя, жары тоже разделяется на множество мелких камешков — как бы «размножается». Значит, камни живые? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела приспосабливаются к окружающей среде? (Растения сбрасывают листья. Зайцы линяют.)

Но ручей обогнёт камень, который встретится на его пути. Значит, он тоже умеет «приспособиться» и живой? (Нет.) Давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела реагируют на внешние раздражители? (Цветы тянутся к солнцу. Мы, прикоснувшись к горячему чайнику, одёргиваем руку. Голодный человек, почувствовав запах вкусной пищи, поворачивает голову.) Но магнит притягивает железо. Значит, он живой? (Нет.)

В конце беседы мы вместе с детьми делает следующие выводы.

— Получается, что все перечисленные нами свойства должны быть одновременно у тела, чтобы назвать его живым. Значит, предметы «живой природы» должны обладать следующими способностями: расти, залечивать раны, размножаться, уметь приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешние раздражители. Если хотя бы одним из этих свойств они не обладают, то это предметы «неживой природы».

Тема «Воздух вокруг нас».

Цель: систематизация представления детей о свойствах воздуха; обучение умению ставить вопросы и отвечать на них.

Материал: полиэтиленовый пакет, стакан, кусочек пластилина, салфетка, тарелка с водой, два шарика (один из них надутый, а другой — нет, весы.

Ход беседы

Вопросы:

— Чем мы с вами дышим? (Воздухом.)

— Посмотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Скажите, в нём что-нибудь находится? (Воздух.)

— У меня два одинаковых шарика, один из них надут. Как вы думаете, они весят одинаково? Положим шарики на чаши весов. Почему одна чаша опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? (Воздух имеет вес, надутый шарик тяжелее.)

— Есть ли в камне, земле, меле, кусочке кирпича воздух? (Он есть везде — в комнате, стакане, воде. Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воздуха — всего несколько минут.)

— Надо ли защищать воздух, сохранять его чистоту? (Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветриватьпомещение, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев ивоздух чистый, а вблизи дороги он загрязнён выхлопными газами машин. Человек должен охранятьприроду, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть.)

— А знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть. (Дети играют с шарами.)

Данные примеры показывают, как в ходе совместных рассуждений дети устанавливают истину. Нашей задачей в руководстве эвристической беседы является обеспечение самостоятельности детей в формировании выводов и точности высказываний.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Беседа о цветах»Фотозарисовка «Беседа о цветах» Уважаемые коллеги! Хочу поговорить о том, что способно сделать нашу жизнь ярче и красочнее. Конечно же, это цветы. Они присутствовали в.

«Ворота Царского Села». Консультация для педагогов и беседа с детьми с ИКТ Годовая тема работы нашего сада - краеведение. Родители во всем поддерживают нас и живо откликаются на предложения погулять с детьми в парках,.

Беседа «Как вызвать полицию»Беседа «Как вызвать полицию» Беседа на тему «Как вызвать полицию» Цель : рассказать о профессии полицейский, познакомить с номером телефона 02,учить набирать номер.

Беседа о дружбеБеседа о дружбе Беседа о дружбе. -Ребята, у вас есть друзья? -Это очень хорошо. Значит вы хорошие ребята, раз вас кто-то любит и ценит. У плохих людей.

Беседа «О дружбе и друзьях»Беседа «О дружбе и друзьях» Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только.

Беседа-рассказ «Воробей»Беседа-рассказ «Воробей» Беседа-рассказ «Воробей». Материал для занятий по познавательному развитию и развитию речи. Уважаемые коллеги, за многолетнюю работу у.

Беседа с детьми «Сирень»Беседа с детьми «Сирень» Тема "Сирень" Цель: Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов. Задачи: Рассказать детям о сирени; расширять кругозор ; развивать.

Беседа «Животные под охраной»Беседа «Животные под охраной» Цель: расширить представление детей о необходимости охраны исчезающих животных; воспитывать чувство доброты, сочувствия, сострадания всем.

Фотоотчет «Беседа об электробезопасности»Фотоотчет «Беседа об электробезопасности» Фотоотчет. "Электробезопасность".Безопасность жизни наших детей - главная задача взрослых. Одним из аспектов обеспечения охраны жизни детей.

О Дне Победы. Беседа после праздника. Консультация для родителей О чем поговорить с ребенком после Дня Победы? Главное – быть честным. Признайтесь ребенку, что война – это тяжёлая тема для разговора, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Эвристическая беседа»
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 21:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Эвристическая беседа»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД