Елена Холод
Консультация по экологическому воспитанию «Как вести себя на природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание «Как вести себя на природе»
Задачи.
Формировать представления о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Материалы, инструменты, оборудование.
Публикация «Консультация по экологическому воспитанию „Как вести себя на природе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Физико-географическая карта России, герб своего региона (или соседних регионов, на которых есть природные объекты, набор природоохранных знаков.
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть физико-географическую карту России и напоминает о том, что они узнали на других занятиях: в нашей стране много озер, рек, морей, гор и лесов. И вспоминает, что наша страна очень большая (показывает на карте ее границы).
В одних местах, например, на севере, бывают длинная зима и короткое лето. Когда весной на юг люди приезжают отдыхать на море, на севере еще лежит снег. Поскольку страна такая большая, в разных местах растут разные растения, обитают разные животные.
Природа нашей страны очень красива. Воспитатель подчеркивает, что люди всегда очень ценили природу, не могли без нее прожить, поэтому и изображали ее на гербах. У каждого города, поселка, района есть свой герб. Очень часто на нем нарисованы растения и животные, реки и озера, горы и полезные ископаемые.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть герб своего региона, найти природные объекты и подумать, почему они изображены на нем. (Если на гербе нет таких объектов, можно рассмотреть гербы соседних областей или крупных городов страны, на которых есть растения, животные и т. п.)
Дети уже знают, что многие животные, растения нуждаются в охране и поддержке человека. Воспитатель объясняет, что в нашей стране есть такие особые места, которые называются заповедниками. (Показывает на карте заповедник своего региона и другие ближайшие заповедники.) Там работают ученые, они наблюдают за природой, изучают ее законы. Посетителей в заповедники не пускают, чтобы они не потревожили животных. А вот национальные парки посещать можно. В некоторых городах, поселках есть памятники природы — очень старые деревья, необычные скалы, чистые родники. Таких мест в нашей стране много. (Воспитатель приводит пример памятника природы своей местности.)
Так ученые охраняют природу в нашей стране. А можем ли мы чем-нибудь помочь сохранить замечательную природу нашей страны? (Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель объясняет, что совсем скоро начнется лето, и говорит, что многие дети скоро вместе с папами и мамами тоже «поедут в гости к лету», ведь в это время года люди любят отдыхать на природе, ходить в лес, в горы, купаться, загорать.
Дети уже знают, что озеро, луг, лес, вся природа — это дома растений и животных. Значит, люди приходят к ним в гости. А в гостях нужно вести себя вежливо, соблюдать правила поведения. Какие правила нужно соблюдать, отдыхая на природе? (Дети называют правила.) Поскольку дети, как правило, говорят о том, чего делать нельзя, воспитатель предлагает им подумать о том, что делать можно и нужно, чтобы сохранить природу. Воспитатель объясняет, что он хочет показать детям разные знаки, которые помогают охранять природу. Среди них есть знаки в красных кружках (они рассказывают о том, чего делать не следует) и знаки в зеленых квадратах (они рассказывают о том, что делать можно и нужно). Задача детей — подобрать пары знаков по содержанию (один запрещающий в красном кружке и к нему — разрешающий, рекомендательный в зеленом квадрате) и объяснить их смысл. Пары знаков могут быть такими:
Запрещающий знак (красный кружок) Разрешающий, рекомендательный знак (зеленый квадрат)
Ребенок срывает цветок Ребенок нюхает цветок
Нога человека разрушает муравейник Муравейник огорожен заборчиком из палочек
Бабочку ловят сачком Ребенок рассматривает бабочку, сидящую на цветке
На траве валяется мусор На траве стоит пакет, в который мусор собран
Костер на траве Костер на песке
Гриб сбивают ногой Гриб срезают ножом
Громко играет магнитофон Ребенок стоит и слушает шум леса
Ветку с листьями ломают Листья рассматривают через лупу
Воспитатель обсуждает с детьми содержание всех знаков, например:
— Почему не нужно громко включать магнитофон, ведь слушать музыку так приятно? Потому что громкие звуки пугают птиц. А что лучше сделать? Молча послушать звуки природы : как поют птицы, как шумят листья, стрекочут кузнечики. На природе можно услышать много необычного, можно даже послушать тишину.
— Почему нельзя разжигать костер на траве? Из-за огня погибнут растения, насекомые и пауки, которые живут в траве. Из-за костров бывают пожары, гибнут деревья, животные. Но ведь иногда очень нужно развести костер. Где же это можно сделать? Лучше всего это сделать на песке или в другом месте, где нет растений. Во многих лесах, лесопарках даже есть такие специальные места для костров.
— Почему не нужно срывать цветы для букетов? Люди срывают самые красивые, самые крупные цветки. К цветкам за нектаром прилетают пчелы, бабочки. Чем меньше цветков, тем меньше этих насекомых. Если мы сорвем цветок, значит, у него уже не будет семян, из которых вырастают новые растения. Из-за сбора на букеты в лесах, на лугах исчезают многие растения, причем в первую очередь — самые красивые. Лучше рассматривать растения, нюхать цветы, любоваться их красотой, сделать зарисовки или сфотографировать.
Таким же образом воспитатель обсуждает с детьми все знаки и в конце занятия еще раз вместе с детьми формулирует правила поведения на природе.
После занятия. На прогулках в ближайший парк, на территории детского сада воспитатель предлагает детям подумать, какие природоохранные знаки нужно было бы разместить в этих местах.