Ольга Степанова
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада по толерантному воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности населения, быстрого развития коммуникации и взаимозависимости людей друг с другом. В связи с этим толерантность необходима в отношениях между людьми, а также на уровне семьи и общества в целом.
Укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости и внимания друг к другу необходимо с дошкольного возраста, как в семье, так и в детском саду. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание. И в первую очередь это касается воспитания собственных детей с позиций добра и уважения к окружающим, готовности благосклонно признавать поведение, обычаи и взгляды других людей, отличающиеся от их собственных. Ребенок, с детства умеющий принимать особенности развития, национальности, традиций другого человека, вырастает толерантным взрослым.
Публикация «Консультация „Взаимодействие семьи и детского сада по толерантному воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Ряд исследователей отмечают, что шестой год жизни является сензитивным для формирования нравственных ориентиров ребёнка (Л. С. Выготский, Р. Р. Реан, Д. Б. Эльконин). Именно в этом возрасте осмысливаются и усваиваются моральные установки, идеалы нравственного поведения, формируется опыт выражения отношения к окружающему миру.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие воспитателя и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, без которых формирование толерантности у ребенка невозможно. Атмосфера отношений в семье, пример родительского поведения в окружающем мире влияют на формирование установок ребенка.
В ДО реализуются праздничные и досуговые мероприятия, целью которых является воспитание толерантности у дошкольников и формирование у них навыков культурного поведения, а также привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье. При этом основными задачами являются воспитание в дошкольниках уважения к детям с ограниченными возможностями здоровья, к пожилым людям, к чувствам и мыслям другого человека, формирование терпимости к друзьям, родственникам и окружающим людям.
Для формирования уважительного и заботливого отношения дошкольников к пожилым людям организуется совместное праздничное мероприятие для детей, родителей и приглашенных ветеранов, посвященное великому празднику Дню Победы. Выразительное чтение детьми стихотворений о Родине, хороводы, поздравления ветеранов цветами и сделанными своими руками сувенирами способствуют развитию у детей благоприятных стереотипов поведения, соответствующих нормам нравственности, и оптимизации отношений в семьях младших и старших поколений.
Другим направлением работы по формированию культуры толерантности является проведение массовых праздников (например, «Масленица») с целью приобщения дошкольников к народным обычаям, знакомства детей и их родителей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни.
Также для формирования культуры толерантности дошкольников проводятся игры-занятия, созданные на материалах различных сказок. Такая форма работы позволяет научиться решать проблемы межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях. Например, проигрывание с детьми сказки «Теремок» помогает научить детей правилам культуры общения, учитывать при взаимодействии особенности собеседников и уважительно относиться к представителям разной среды, находя индивидуальный подход к каждому из них.
Формированию у детей навыков культурного поведения способствует и использование пословиц и поговорок русского народа. Такая форма работы позволяет ребенку закрепить все необходимые правила и нормы поведения, а также привлечь внимание родителей к богатству русского языка и национальным особенностям.
Таким образом, воспитание у дошкольников и их родителей толерантности, уважения к окружающим, признания различий между людьми является необходимым направлением в работе с семьями дошкольников в детском саду. Дошкольник познаёт мир посредством чувственных ощущений, игры, движения, фантазии, общения в семье, с взрослыми и сверстниками. Чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его духовный мир, и оно работает на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные потребности, нравственные понятия личности.