Поповкина Любовь Михайловна
Консультация для воспитателей «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного учреждения»
▼ Скачать
Цель: использование мультимедийных презентаций как средство обучение детей
Задачи: - Владение информационно-компьютерными технологиями;
- Обеспечение наглядности, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Наше настоящее время – это время новых информационных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка.
Использование информационных технологий в обучении дает обучающимся
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
большой интерес к занятиям, ведь информационные оборудования
отличаются от обычных бумажных дидактических материалов, своими
красками и новизной.
Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане
не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и новые
технологизированные поколения, требуют новых форм представления
учебного материала. Одной из таких форм в дошкольном образовании могут
стать мультимедийные презентации.
Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная
информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной
системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и
анимацию (мультипликацию). Появление систем мультимедиа, безусловно,
производит революционные изменения в таких областях, как образование,
компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности,
науки, искусства, в компьютерных играх и т. д.
В отличие от обычных технических средств обучения
информационно-коммуникационные технологии позволяют не только
насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,
соответствующимобразом организованных знаний, но и развивать
интеллектуальные,творческие способности, и что очень актуально в раннем
детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Во всем мире использование информационно-компьютерных
технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и
необходимой нормой.
Владение информационно-компьютерными технологиями помогает
педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических
условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим
функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою
историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых,
но и средством обучения детей
Мультимедийная презентация как форма подачи материала уже давно
стала обычной практикой на научных конференциях, в высших и средних
учебных заведениях. Однако мультимедийные презентации практически не
применяются в современном дошкольном образовании. Конечно, это связано
с целым рядом объективных причин: необходимо дорогостоящее
оборудование — мультимедийный проектор, хороший компьютер,
специалист по созданию презентаций. Хотя часто проектор есть, но он
пылится где-нибудь на полке. И с одной стороны это связано с неумением
обращаться с техникой, а с другой — предубеждением против использования
мультимедийных презентаций. Несомненно, против их использования порой
выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно
подходить к созданию презентации, то многих проблем можно избежать, а
преимущества выгодно использовать. Имея некоторый опыт проведения
занятий с мультимедийными презентациями по изобразительной
деятельности, хотелось бы им поделиться.
Для начала необходимо проанализировать преимущества и недостатки
презентаций, обсудить принципы их грамотного составления и возможные
варианты реализации — те темы, где использование мультимедийных
презентаций было бы наиболее выигрышно. Хочу сразу отметить, что
презентации ни в коем случае нельзя считать панацеей, и их использование
оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия.
Сначала о плюсах. Во-первых, использование мультимедийных
презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует
комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Качественные иллюстративный, видео- и аудио- материалы обеспечивают
«аффективность» восприятия информации — излагаемый материал
подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне
ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне
интуиции.
Вторым преимуществом мультимедийных презентаций
являетсявозможность обеспечить «доступ к недоступному». Например,
знакомство с творчеством художника или народным декоративноприкладным промыслом, произведения, которых мы не можем
продемонстрировать детям в оригинале.
В-третьих, использование ИКТ в повседневных занятиях дают ребёнку
дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением,
отбором и применением в продуктивной деятельности. Введение
презентаций в структуру интегрированных занятий способствует
сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым
длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем
на 10% от длительности всего занятия.
То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность,
удобство и быстрота. Какие же аспекты использования презентаций обычно
считаются проблемными? Во-первых, это обоснованность применения
презентации и мультимедийного проектора. Например, рисование с натуры
игрушки. Обследование и рассматривание предметов ближайшего окружения
для дальнейшего рисования с натуры не целесообразно заменять
качественными картинками из презентаций.
Во-вторых, нередко презентации для дошкольников перегружены
различными эффектами, которые, конечно, похвальны для создателя, но
совершенно не нужны для дошколят. Нужно всегда ориентироваться на
знания методики работы с ТСО и с иллюстративным материалом.
В-третьих, использование текста, сложных схем, таблиц, диаграмм
делают презентацию менее эффективной в работе с детьми.
При создании презентаций для непосредственно образовательной
деятельности прежде всего необходимо учитывать следующие условия.
1. Картинки на большом экране будет видно также как и на мониторе
компьютера (не крупнее и не лучше). Можно провести следующий расчет:
если картинку можно рассмотреть с монитора компьютера с обычного
расстояния (около 40 – 60 см, или иначе это — 1 – 2 диагонали экрана) то и в
аудитории картинка будет хорошо видна на расстоянии 1 – 2 диагоналей
экрана, то есть 3-4 метра.
2. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и иллюстраций.
Фон не должен «забивать» изображение. Слайдов не должно быть много (не
более 10 с начальным и заключительным). При продолжительности НОД в 25
минут, презентации отводится не более 10 минут, то есть в среднем 1 минута
на слайд.
3. Пожалуй, одним из самых сложных и важных является следующее
условие. Слайды должны быть синхронизированы с комментариями
педагога. Презентация должна дополнять, иллюстрировать речь педагога,
при этом она не должна становиться главной частью образовательной
деятельности.
4. Идеальным вариантом является возможность предусмотреть вероятность
управления презентацией ребёнком. Например, вернуть слайд, который
понадобился для более детального рассмотрения в процессе самостоятельной
деятельности. Поэтому, не рекомендуется установление автоматического
режима просмотра презентации во время её создания.
5. Использование музыкального сопровождения допустимо к тем слайдам,
где не предусмотрено речевого. Музыка будет сильно отвлекать и рассеивать
внимание — трудно одновременно слушать лектора и музыку. Звуковые
спецэффекты в сочетании с иллюстративным материалом оказывают
настолько сильное впечатление на детей, что могут отвлечь детей от
восприятия основной информации.
6. Если презентация предназначена только для показа (не для печати, то
целесообразно «сжимать» картинки до экранного разрешения (76 точек на
дюйм, а также использовать рисунки в формате джипег (расширение «.jpg»).
Это уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.
Конечно, все приведенные советы не универсальны. Бывают случаи,
когда музыкальное сопровождение идет презентации только на пользу и
когда яркий фон лишь усиливает эффект.
В каких же темах оправдано использование презентаций? Далее
рассмотрено несколько тем, для которых, как мне кажется, стоит создавать
презентации. Мультимедийные презентации могут сделать куда более
интересными непосредственно образовательную деятельность по
художественному творчеству. Специфика таких занятий заключается в
большом количестве фактического материала.
Успешно использовать презентации можно в циклах НОД по темам:
«Космос», «Подводный мир», «Транспорт», «Моя семья». Благодаря
звуковым эффектам, видеоматериалам некоторые сложные связи, процессы
или явления можно сделать наглядными и понятными для ребёнка. При этом
воспитанникам подготовительной к школе группе сначала представляется не
сложная схема Солнечной системы, а её отдельные составляющие планеты,
кометы, метеориты и т. п. Постепенно из последовательных реакций
складывается уже итоговая картина, подкрепляемая соответствующим
заданием изображения.
В циклах занятий по временам года можно использовать еще одно
преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать голоса птиц,
животных – в сочетании с видеоматериалами. В презентации «Экологические
проблемы» дети не только знакомятся с экологической ситуацией, её
проявлением по направлениям, но и просматривают 1 минутные звуковые
видеоролики с пингвинами, тиграми, и другими животными, занесёнными в
Красную книгу.
Об эффективности применения презентаций говорят следующие
позитивные факторы:
- что презентация несет в себе образный тип информации, доступный для
дошкольников;
- повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности
компьютера и мультимедийных эффектов;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче
восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Практика показала, что при условии систематического использования в
воспитательно-образовательном процессе мультимедийных презентаций в
сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по
развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного
возраста значительно повышается.
На родительских собраниях и консультациях презентации
применяются как иллюстрации некоторых педагогических ситуаций.
Например, консультация для родителей «Как правильно держать
изобразительный инструмент». Детей фотографирует педагог во время НОД
по изодеятельности, а потом на примере фотографий с родителями
проводится консультация. Это помогает родителям закрепить знания,
полученные детьми на занятиях с педагогом и выработать единый подход к
дошкольному образованию.
Информационные технологии обучения разрабатываются с учетом уровня
развития и индивидуальных особенностей ребенка. Для этого применяются
задачи информационно-коммуникационных технологий в коррекционном
обучении:
- развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения,
обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа,
гибкость мыслительных процессов);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
- формирование положительной мотивации к учению.
Таким образом, использование ИКТ на различных занятиях с детьми в
развитии позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в
информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими
способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Методические рекомендации по созданию презентации
Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему
и концепцию НОД; определить место презентации в НОД.
Если презентация станет основой НОД, его "скелетом", то необходимо
выделить этапы, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к
выводу. В соответствии с этапами занятия определяем содержание
мультимедийного материала (схемы, таблицы, иллюстрации, аудио - и видео
- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии со
структурой занятия, в программе Power Point.
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее
использовать 2-3 слайда в начале НОД, как игровую мотивацию,
проблемную ситуацию и в конце НОД для подведения итога. Для детей
старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует
помнить, что на презентации (игровых программах) не должно быть
построено НОД целиком, должны преобладать другие методические приёмы.
Для детей дошкольного возраста текст на слайдах исключить!
Основные приемы создания и оформления презентации :
ВЫБОР ШАБЛОНА
Создать слайд Конструктор Шаблон оформления Выбрать
подходящий шаблон
ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДА
Вид слайда (правой кнопкой мыши) Выбрать «Фон» Нажать на
«Другие цвета» Выбрать нужный цвет ОК Нажать Применить» или
«Применить ко всем» нужный цвет ОК Нажать Применить» или
«Применить ко всем»
*Красный – повышает эмоциональный фон
*Желтый – снижает внимание
*Серый – возрастает тревожность
*Коричневый цвет – влияет на давление
*Фиолетовый цвет – хуже запоминают материал
* Черный – не использовать как фон
ВСТАВКА РИСУНКА
«Вставка» «Рисунок» «Из файла» Выбрать нужную папку
«Открыть» Выбрать нужный рисунок «Вставить»
ПРИМЕНЕНИЕ АНИМАЦИИ
Анимация: добавление к тексту или объекту специального видео- или
звукового эффекта. Например, можно создать элементы текстового списка,
влетающие на страницу слева по одному слову.
Оправдано использование анимации :
* если объясняется какой-либо процесс;
* если нужна задержка, например, для вывода подсказки или ответа;
* если надписи появляются по мере объяснения материала и т. д.
* если для детей используем игровую мотивацию (сказочный
анимированный герой, один на слайде).
НАСТРОЙКА АНИМАЦИИ
Первый способ: Выделить объект Кликнуть на нем правой кнопкой мыши
«Настройка анимации» «Добавить эффект» «Вход» или «Выход» и
т. д. Выбрать нужный
Второй способ: «Показ слайдов» «Настройка анимации» «Добавить
эффект» «Вход» или др. Выбрать нужный эффект анимации
Настроить «Скорость» и «Начало» анимации.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФАЙЛА
«Вставка» «Фильмы и звук» «Звук из файла» Выбрать нужную
папку «Открыть» Выбрать нужную мелодию ОК
«Автоматически» или «По щелчку»
ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВИДЕОФРАГМЕНТА
«Вставка» «Фильмы и звук» «Фильм из файла» Выбрать нужную
папку «Открыть» Выбрать нужный видеофрагмент ОК
«Автоматически» или «По щелчку»
ГИПЕРССЫЛКА
Гиперссылки реализуются в Power Point в виде кнопок, по которым можно
переходить в другие слайды презентации, в другую презентацию, в документ
Word или по какому-либо адресу Интернета. Гиперссылку можно задать для
любого текста или объекта, в том числе для фигуры, таблицы, рисунка или
кнопки действия.
Выделить объект Кликнуть на него правой кнопкой мыши Выбрать
«Гиперссылка» Связать с. (выбрать нужное) ОК
Необходимо предусмотреть переход из одного слайда или файла к любому
слайду презентации. Это можно осуществить, создав гиперссылку. Чтобы
при этом перейти к определенному слайду, необходимо после выбора имени
файла в поле Адрес после имени файла ввести знак # и номер слайда.
Для произвольного перехода по слайдам внутри презентации можно
использовать управляющие кнопки.
1. Выберите слайд, на который требуется поместить кнопку.
2. В меню Показ слайдов выберите команду Управляющие кнопки, а затем –
нужную кнопку, например Домой, Назад, Далее, В начало, В конец или
Возврат.
3. Щелкните слайд. Прорисуйте кнопку.
4. Убедитесь, что установлен флажок Перейти по гиперссылке. Щелкните
значок со стрелкой и выберите нужную ссылку. Нажмите кнопку OK.
ГИПЕРССЫЛКА НА ИНТЕРНЕТ
Выделить текст «Вставка» «Гиперссылка» Связать с «Файлом, вебстраницей» Вбить адрес нужной Интернет-страницы в строку «Адрес»
ОК
ПРОСМОТР СЛАЙДОВ
Просмотр слайдов осуществляется в обычном режиме и в режиме
сортировщика слайдов, где можно увидеть все слайды одновременно и
поменять их порядок. Просмотр всей презентации происходит при нажатии
кнопки F5.