МААМ-картинки

Консультация «Воспитание у ребёнка основ любви к Родине»

Артемьева Наталья
Консультация «Воспитание у ребёнка основ любви к Родине»
▼ Скачать + Заказать документы

Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Темочки:

Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.

Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.

На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаё т в звуках и красках окружающей действительности: сначала это мир родной семьи, затем – детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был привлекательным для ребенка, сопровождался положительными эмоциями, такими как любовь, радость, удовольствие от общения с людьми, которые окружают малыша.

Дошкольник легко и естественно впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов, обрядов людей, среди которых живёт, от предметов, его окружающих.

Детский сад, наряду с семьёй, является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие в самый восприимчивый, чувствительный период его жизни. Поэтому так важно качество воспитательной-образовательной работы, как дошкольного учреждения, так и отдельного педагога. Это обязывает воспитателя : ясно представлять цели и задачи воспитания и образования детей.

Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где

человек родился.

В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач,

содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного

возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг

задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и

воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам

его труда, родной земле, защитникам отчизны, государственной символике,

традициям государства, общенародным праздникам.

Методы воспитания дошкольников обеспечивают овладение ими

знаниями о родном народе, его Родине и на этой основе - развитие

национальных черт и качеств молодого поколения.

Достичь качественного уровня патриотического воспитания дошкольников

нельзя без учета специфики отдельных регионов, их национальных

особенностей.

Воспитание любви к Родине, к своей Отчизне - задача чрезвычайно сложная,

особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в

значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на

детей «взрослые» показатели проявлений любви к Родине.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои

потенциальные возможности для формирования высших нравственных

чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Действительно, если патриотизм - это чувство приязни, преданности,

ответственности и т. д. к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном

возрасте необходимо научить быть дружелюбным (к чему-либо, быть

ответственным в его малых делах, поступках).

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он

должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству.

Любование просторами края, его красотой и природными богатствами

возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно

вокруг себя. Также, прежде чем человек научится трудиться на благо

Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые

поручения, прививать любовь к труду.

Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине

необходимо считать накопление ребенком социального опыта проживания в

своем Отечестве и усвоение устоявшихся норм поведения, взаимоотношений.

Патриотическое чувство по природе своей многогранно, оно объединяет все

стороны личности: моральную, трудовую, умственную, эстетическую, а

также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно

выделить несколько направлений:

1) отношение к природе родного края, родной страны;

2) отношение к людям, которые живут в родной стране;

3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

4) отношение к государственному устройству.

Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательной-

воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в

социализацию личности ребенка.

Невозможно говорить о воспитании любви к Родине без получения детьми

определенных знаний о ней. Содержание занятий также можно определить в нескольких направлениях.

Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой родной город или село, какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции и обычаи страны.

Сложилось мнение, что путь к воспитанию любви к Родине формируется по

логике «от близкого к далекому» - от любви к родителям (точнее родному

дому, к улице, городу, любви к родной стране. Необходимо задуматься,

действительно ли этот «территориальный подход» эффективен в воспитании

такого сложного и многогранного социального чувства, как любовь к Родине. Очевидно, дело не в расширении «территории», а в том, чтобы создать

условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования

у детей чувств и составляющих в итоге патриотизм: дружба, верность,

чувство собственности и осознания того, что ты свой, что ты нужен.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.

Задача педагога вместе с родителями формировать любовь, дружбу к

родному дому, желание беречь, делать лучше. Важно, чтобы у ребенка в

семье были свои обязанности, - это способствует укреплению «чувства

семьи».

Младший дошкольный возраст.

В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа.

Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года)воспитание любви к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом — моя семья».

В решении этих задач родители — главные помощники педагога. Вместе оформляются стенгазеты и альбомы («Моя семья», «Отдыхаем всей семьёй», «Наши папы и дедушки служили в армии», «Мой папа самый-самый», «Домашние любимцы», проводятся совместные праздники и развлечения («Папа, мама, я – спортивная семья», «Посиделки с бабушками»). Дети вместе с родителями участвуют в добрых делах, изготавливают сюрпризы и подарки для близких. Задачи решаются на уровне знаний, умений и ценностных ориентаций, то есть отношений. Например, знания – знать своё имя, фамилию, имена и отчества родителей и близких родственников, родственные связи, круг дел каждого (я — твой брат; мама стирает для всех). Умения – узнавать себя на фотографии семьи, проявлять отзывчивость на состояние других людей (пожалеть, обнять, приласкать, говорить добрые слова, задавать вопросы о действиях и поступках других.

Когда мы говорим о заботливом, бережном отношении к людям, природе, нельзя забывать и о рукотворном мире, окружающем нас и детей. Ребёнок, который постоянно упражняется в том, что ломает игрушки, рвёт книги, портит вещи, едва ли будет проявлять сам по себе бережное отношение к людям и природе. Поэтому уже в младшей группе педагог учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к игрушкам и предметам.

Средний дошкольный возраст. В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется : кроме семьи и детского сада — это двор, улица; также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с социальным и природным окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад».

Объём знаний и представлений о детском саду и его работниках определён требованиями программы. Остановимся на умениях детей: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать. Узнавать и называть людей, работающих в детском саду. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.

Параллельно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семье, причё м важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду.

Воспитание любви к природе – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к растениям и животным дома, на участке, в детском саду, во дворе.

Говоря о воспитании бережного отношения детей к предметному миру, мы имеем в виду закрепление навыков бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них. Важно подчеркнуть деятельностный подход педагогов к решению перечисленных задач, особенно задач бережного отношения к природе и рукотворному миру. Если ограничиваться только призывами и словами, то и дела не будет. Беречь – это глагол, действие, значит и дети должны действовать. В каждом конкретном случае это разные действия, смотря что бережё м: игрушки, одежду, дерево, птиц, поделку, комнатное растение и т. п.

Алгоритм такой: поступок > привычка > потребность > черта личности.

Старший дошкольный возраст. В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» — родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель города Черногорска», «Я живу в Хакасии». Чтобы развивать интерес к «малой родине», важно рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. На прогулках, экскурсиях дети рассматривают общественные и жилые здания, особенности архитектуры. В работе воспитатели используют художественную литературу, открытки, фотоальбомы («Мой Черногорск», макеты микрорайона, видеофильмы о городе, природе, карты города, области.

Дети старшего дошкольного возраста могут принимать участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и республиканского значения, например: день рожденья города, а также конкурсы детского творчества (Рисунки на асфальте, ко Дню защиты детей, спортивные мероприятия, проекты, акции («Посади дерево», «День Земли»).

Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях, о ландшафте.

У детей старшего возраста формируется опыт ценностных ориентаций:

проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им.

Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого.

Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого.

Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край.

Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней.

И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируются умения. Это умение проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.

Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная. Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе. Воспитатель рассказывает, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, и т. д.). Детей подводят к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов. Впечатления от увиденного и услышанного отражаются в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы для рукописной книги или газеты, читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка. Ребёнок седьмого года жизни имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России», знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.

При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.

Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за животными и растениями.

Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и т. д. Владеть элементарными умениями классификации.

Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги, а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в группах создаются мини-музей краеведения, музей русской народной игрушки, музей русской избы.

Итог: Перечислив направления работы по воспитанию основ любви к Родине, можно прийти к выводу, что работа в этом направлении может осуществляться в различных видах деятельности. Раскроем ещё один не мало важный пункт это работа с родителями.

В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.

Активные формы взаимодействия с родителями :(вопрос педагогам. Какие вы используете формы взаимодействия с родителями)

1. Целевые прогулки.

2. Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.

3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях

5. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.

6. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т. д.

7. Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т. д.

8. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.

9. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.

10. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.

11. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ

12. Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителейИстоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .

Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка» Аккуратность - это черта характера, личности человека. Насколько она развита у ребёнка, можно определить по поступкам и результатам его.

Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка» Чтобы воспитать у ребёнка дисциплинированность, надо его учить соблюдать режим дня, подавать ему во всём положительный пример и вести работу.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка начинается в семье»Консультация для родителей «Воспитание ребёнка начинается в семье» Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка в семье» У каждой семьи - своя история. Существует много семей неполных, которые возникают в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным.

Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе»Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе» Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В первую очередь воспитание у ребёнка любви к природе.

Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка» Неусидчивый ребёнок доставляет много хлопот для своих родителей. Всё ему интересно, усидеть на одном месте не может. Берёт одну игрушку,.

Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным»Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным» Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание у ребёнка основ любви к Родине»
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 10:42
+102Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание у ребёнка основ любви к Родине»» (включая файлы) размещена пользователем Артемьева Наталья (УИ 1267633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД