Артемьева Наталья
Консультация «Воспитание у ребёнка основ любви к Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Публикация «Консультация „Воспитание у ребёнка основ любви к Родине“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.
Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаё т в звуках и красках окружающей действительности: сначала это мир родной семьи, затем – детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был привлекательным для ребенка, сопровождался положительными эмоциями, такими как любовь, радость, удовольствие от общения с людьми, которые окружают малыша.
Дошкольник легко и естественно впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов, обрядов людей, среди которых живёт, от предметов, его окружающих.
Детский сад, наряду с семьёй, является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие в самый восприимчивый, чувствительный период его жизни. Поэтому так важно качество воспитательной-образовательной работы, как дошкольного учреждения, так и отдельного педагога. Это обязывает воспитателя : ясно представлять цели и задачи воспитания и образования детей.
Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где
человек родился.
В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач,
содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного
возраста.
Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг
задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и
воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам
его труда, родной земле, защитникам отчизны, государственной символике,
традициям государства, общенародным праздникам.
Методы воспитания дошкольников обеспечивают овладение ими
знаниями о родном народе, его Родине и на этой основе - развитие
национальных черт и качеств молодого поколения.
Достичь качественного уровня патриотического воспитания дошкольников
нельзя без учета специфики отдельных регионов, их национальных
особенностей.
Воспитание любви к Родине, к своей Отчизне - задача чрезвычайно сложная,
особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в
значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на
детей «взрослые» показатели проявлений любви к Родине.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои
потенциальные возможности для формирования высших нравственных
чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Действительно, если патриотизм - это чувство приязни, преданности,
ответственности и т. д. к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном
возрасте необходимо научить быть дружелюбным (к чему-либо, быть
ответственным в его малых делах, поступках).
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он
должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству.
Любование просторами края, его красотой и природными богатствами
возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно
вокруг себя. Также, прежде чем человек научится трудиться на благо
Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые
поручения, прививать любовь к труду.
Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине
необходимо считать накопление ребенком социального опыта проживания в
своем Отечестве и усвоение устоявшихся норм поведения, взаимоотношений.
Патриотическое чувство по природе своей многогранно, оно объединяет все
стороны личности: моральную, трудовую, умственную, эстетическую, а
также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно
выделить несколько направлений:
1) отношение к природе родного края, родной страны;
2) отношение к людям, которые живут в родной стране;
3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
4) отношение к государственному устройству.
Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательной-
воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в
социализацию личности ребенка.
Невозможно говорить о воспитании любви к Родине без получения детьми
определенных знаний о ней. Содержание занятий также можно определить в нескольких направлениях.
Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой родной город или село, какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции и обычаи страны.
Сложилось мнение, что путь к воспитанию любви к Родине формируется по
логике «от близкого к далекому» - от любви к родителям (точнее родному
дому, к улице, городу, любви к родной стране. Необходимо задуматься,
действительно ли этот «территориальный подход» эффективен в воспитании
такого сложного и многогранного социального чувства, как любовь к Родине. Очевидно, дело не в расширении «территории», а в том, чтобы создать
условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования
у детей чувств и составляющих в итоге патриотизм: дружба, верность,
чувство собственности и осознания того, что ты свой, что ты нужен.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.
Задача педагога вместе с родителями формировать любовь, дружбу к
родному дому, желание беречь, делать лучше. Важно, чтобы у ребенка в
семье были свои обязанности, - это способствует укреплению «чувства
семьи».
Младший дошкольный возраст.
В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа.
Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом — моя семья».
В решении этих задач родители — главные помощники педагога. Вместе оформляются стенгазеты и альбомы («Моя семья», «Отдыхаем всей семьёй», «Наши папы и дедушки служили в армии», «Мой папа самый-самый», «Домашние любимцы», проводятся совместные праздники и развлечения («Папа, мама, я – спортивная семья», «Посиделки с бабушками»). Дети вместе с родителями участвуют в добрых делах, изготавливают сюрпризы и подарки для близких. Задачи решаются на уровне знаний, умений и ценностных ориентаций, то есть отношений. Например, знания – знать своё имя, фамилию, имена и отчества родителей и близких родственников, родственные связи, круг дел каждого (я — твой брат; мама стирает для всех). Умения – узнавать себя на фотографии семьи, проявлять отзывчивость на состояние других людей (пожалеть, обнять, приласкать, говорить добрые слова, задавать вопросы о действиях и поступках других.
Когда мы говорим о заботливом, бережном отношении к людям, природе, нельзя забывать и о рукотворном мире, окружающем нас и детей. Ребёнок, который постоянно упражняется в том, что ломает игрушки, рвёт книги, портит вещи, едва ли будет проявлять сам по себе бережное отношение к людям и природе. Поэтому уже в младшей группе педагог учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к игрушкам и предметам.
Средний дошкольный возраст. В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется : кроме семьи и детского сада — это двор, улица; также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с социальным и природным окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад».
Объём знаний и представлений о детском саду и его работниках определён требованиями программы. Остановимся на умениях детей: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать. Узнавать и называть людей, работающих в детском саду. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.
Параллельно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семье, причё м важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду.
Воспитание любви к природе – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к растениям и животным дома, на участке, в детском саду, во дворе.
Говоря о воспитании бережного отношения детей к предметному миру, мы имеем в виду закрепление навыков бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них. Важно подчеркнуть деятельностный подход педагогов к решению перечисленных задач, особенно задач бережного отношения к природе и рукотворному миру. Если ограничиваться только призывами и словами, то и дела не будет. Беречь – это глагол, действие, значит и дети должны действовать. В каждом конкретном случае это разные действия, смотря что бережё м: игрушки, одежду, дерево, птиц, поделку, комнатное растение и т. п.
Алгоритм такой: поступок > привычка > потребность > черта личности.
Старший дошкольный возраст. В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» — родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель города Черногорска», «Я живу в Хакасии». Чтобы развивать интерес к «малой родине», важно рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. На прогулках, экскурсиях дети рассматривают общественные и жилые здания, особенности архитектуры. В работе воспитатели используют художественную литературу, открытки, фотоальбомы («Мой Черногорск», макеты микрорайона, видеофильмы о городе, природе, карты города, области.
Дети старшего дошкольного возраста могут принимать участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и республиканского значения, например: день рожденья города, а также конкурсы детского творчества (Рисунки на асфальте, ко Дню защиты детей, спортивные мероприятия, проекты, акции («Посади дерево», «День Земли»).
Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях, о ландшафте.
У детей старшего возраста формируется опыт ценностных ориентаций:
проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им.
Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого.
Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого.
Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край.
Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней.
И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируются умения. Это умение проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.
Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная. Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе. Воспитатель рассказывает, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, и т. д.). Детей подводят к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов. Впечатления от увиденного и услышанного отражаются в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы для рукописной книги или газеты, читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка. Ребёнок седьмого года жизни имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России», знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.
При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.
Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за животными и растениями.
Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и т. д. Владеть элементарными умениями классификации.
Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги, а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в группах создаются мини-музей краеведения, музей русской народной игрушки, музей русской избы.
Итог: Перечислив направления работы по воспитанию основ любви к Родине, можно прийти к выводу, что работа в этом направлении может осуществляться в различных видах деятельности. Раскроем ещё один не мало важный пункт это работа с родителями.
В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.
Активные формы взаимодействия с родителями :(вопрос педагогам. Какие вы используете формы взаимодействия с родителями)
1. Целевые прогулки.
2. Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях
5. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.
6. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т. д.
7. Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т. д.
8. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
9. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
10. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
11. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ
12. Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.