Козлова Ольга
Консультация для родителей «Воспитание сенсорных эталонов у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросе
воспитания сенсорных эталонов у детей 2-3 лет посредством дидактических игр.
Современный мир характеризуется обновлением знаний во всех сферах, увеличением объема информации, которую человеку необходимо быстро усваивать и эффективно использовать. В Концепции дошкольного образования формируется основа для дальнейшего познавательного, эмоционального и волевого развития ребенка. Особенно важным является умственное воспитание дошкольников, которое опирается на сенсорное развитие.
Сенсорное воспитание подразумевает целенаправленное развитие сенсорных процессов, таких как ощущения и восприятия. Его целью является обучение детей точному и полному восприятию предметов и их свойств. Выдающиеся педагоги, такие как Ф. Фребель и М. Монтессори, подчеркивали, что сенсорное развитие является ключевым аспектом дошкольного образования. Важность этих аспектов подтверждается тем, что окружающий мир предлагает детям разнообразие форм, цветов и звуков, и без правильного руководства восприятие может стать поверхностным.
Система дидактических игр, направленных на сенсорное развитие, позволяет детям учиться различать характеристики предметов, что способствует их всестороннему росту и развитию.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и
других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия реб нком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.
С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отч тливо обнаруживается структура.
Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят
оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?»,
«Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой»,
«Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.