крикун сталина
Консультация «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
В. А Сухомлинский
Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей. В современном мире существует огромное количество игр и игрушек, которые способны развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Но чтобы развить данные от природы задатки интеллекта у ребёнка, необходимо включать каждодневно и систематически развивающие игры на развитие памяти, восприятия и мышления. Игра подразумевает ненавязчивое объяснение правил и выполнение их с не большей помощью взрослого.
Публикация «Консультация „Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей дошкольного возраста? Этим вопросом всегда и везде задавалось не одно поколение.
Познание мира вместе с детьми, значит заново познать мир. Многие считаю что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят от «наследственности», но так ли это на самом деле, можно лишь бесконечно спорить. На мой взгляд всё зависит от того сколько взрослый проводит с ребёнком времени в игре и какие игрушки использует для развития интеллектуальных способностей. Именно взрослый дает информацию для ребёнка как и в какой последовательности играть в игрушки,постепенно усложняя правила и приёмы игры. Маленькие дети играю в основном со взрослым, повторяют все действия за взрослым. Именно взрослый играет большую роль в игре. В начале показ игрушки и манипуляции с ней, затем объяснение и так систематически в течение какого то времени. Необходимо постоянно объяснять маленьким детям для чего нужна та или иная игрушка. Можно создавать игры из подручных средств, проигрывая разные ситуации и манипуляции с той или иной игрушкой. Постепенно усложняя действия с предметами. В чем и где закрадывается смысл игры. вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой,- эти вопросы ещё будут впереди и их желательно всегда поддерживать. Но в начале необходимо дать детям наиграться вдоволь различными видами игр. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки» : «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.
Дети всегда играют самостоятельно, и со стороны далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру. Взрослый организует и направляет игру, он помогает детям преодолевать затруднения, помогает соблюдать правила и отмечает ошибки некоторых детей. Распределение ролей организатора и участника- особенность развивающей игры.
Развивающая игра - эффективное средство формирования у дошкольников таких качеств как организованность и контроль. Выбор игры для детей играет важную роль в воспитании дошкольников. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике свой опыт и побуждать к усвоению нового.
Все игры условно можно разделить на подгруппы.
Игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и на развитие творческих способностей детей. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут воспринимать 7 цветовых спектров, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону, основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник, умеют подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.
Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых предметах и явлениях действительности, без него невозможно выполнить даже самую простую работу. Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку необходимо оперировать сразу с двумя или несколькими предметами.
Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.
Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементарное логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать.
Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Организовывая игры с детьми, необходимо оценивать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Если дети быстро и легко справляются с заданиями, необходимо предлагать более сложные варианты игр и наоборот, в случае затруднений использовать метод повторения. Ни в коем случае не упрекать детей в неумении что то выполнить, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Мотивировать детей на уверенность в себе, формировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жё сткой оценки: «верно - неверно». Для формирования элементарых математических навыков
Можно использовать занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное восприятие мира. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения. Это упражнения заставляют детей искать решения. В своей практике использую загадки и пословицы.
Использую здоровье сберегающую технологию проблемного обучения, при которой дети учатся мыслить и находить выход из проблемной ситуации «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.
Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка.
В этом помогают словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова - действия», «Расскажи - что ты будешь делать, если…». Такие игры позволяют увеличить словарный запас детей, но и тренируют воображение. Словесные игры стимулируют мыслительную деятельность и очень легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, поэтому их можно легко использовать не только в организованной образовательной деятельности, но и в режимных моментах.
Экспериментальная деятельность имеет большое значение в интеллектуальном развитии дошкольников. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение исследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек».
Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальные игр, используя разнообразную деятельность позволяет сформировать у детей интеллектуальный опыт, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов
И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, начинаю учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, стараюсь подбодрить его и поддержать любую инициативу.
Всякая игра - это общение ребёнка со сверстниками и со взрослым. Это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии ; только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) различные ситуации.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Выполняя различные роли в игре ребенок становится на разные позиции зрения и наблюдает предметы с разных ракурсов. Это способствует развитию мыслительных способностей детей.
В ролевой игре дети учатся взаимодействию между собой и сверстниками. Игровые действия происходят в конкретной ситуации. Такая практика ролевого взаимодействия способствует приобретению навыков творчески мыслить.
Общение детей дошкольного возраста происходит главным образом в процессе
совместной игры. Играя вместе, дети учатся взаимодействию между собой и со взрослыми.
Поэтому игра оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие детей в дошкольный период.