Ирина Борисенко
Консультация «Влияние музыки на здоровье детей»
«Влияние музыки на здоровье детей»
---
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Влияние музыки на здоровье детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времён использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно: с 2003 года в России Минздрав признал музыкотерапию офицальным методом лечения. В С- Петербурге успешно работает центр, в котором врачи-композиторы сочиняют для каждого больного ребенка их»личную» музыку,
излечивающую даже ДЦП и умственную отсталость. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например. Для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справиться с бессонницей. А вот музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при головной боли, усталости,
депрессии и даже простуде. Этот феномен. ,ещё до конца не объясненный,
назвали «эффект Моцарта».
Музыкально – оздоровительная работа в доу считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников.
Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику является Никита Константинович Смирнов (заведующий кафедрой психолог – педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ППРО) ,который утверждает, что данные технологии можно рассматривать как технологическую основу педагогики.
В дошкольном образовании существует ряд здоровьесберегающих педагогических технологий музыкальной направленности, включающие все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.
На основании выше сказанного и в нашем доу работа по музвоспитанию строится на использовании современных здоровьесберегающих технологий.
Наша цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья наших воспитанников. И так- утро в доу начинается с зарядки. Она создает
организованное начало, ровное, бодрое настроение, благоприятные условия для дальнейшей деятельности. Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, организует коллектив детей. Также музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, пластичности движений. Положительные эмоции возникающие при выполнении движений под музыку,усиливает их физиологический эффект.
Упражнения становятся для детей более привлекательными и эмоционально окрашенными. Очень важно, чтобы ребенок ежедневно присутствовал на утренней гимнастике – это поможет ему быстрей овладеть ритмикой, успешней справляться с физической нагрузкой и повысить эмоциональный тонус организма.
На музыкальных занятиях работа по здоровьесбережению продолжается. На них соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность,
постепенное усложнение и повторяемость материала. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, поэтому начинается занятие с валеологической распевки. Услышав спокойное, доброжелательное пение музыкального руководителя ребенок успокаивается и настраивается на музыку. После музыкального приветствия мы играем с пальчиками. Пальчиковые игры – ещё один необходимый прием здоровьесбережения. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, ритм речи, развивает дыхание. Ещё одним из средств оздоровления детей в нашем доу является музыкально – ритмическая деятельность: совершенствуется координация движений, улучшается осанка,
повышается жизненный тонус. Музыкально – подвижные игры способствуют произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребенка. По мнению В. М. Бехтерева организация движений с помощью муз ритма устанавливает равновесие в деятельности нервной системы ребенка, помогает умерить слишком возбужденные темпераменты и растормошить заторможенных
детей, урегулировать неправильные и лишние движения, снять психо – эмоциональное напряжение. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них ещё нет чувства застенчивости, как у старших детей. Танцы, ритм движ – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизируют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Осознанное овладение танцевальными движениями способствует развитию организованности, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, помогает быть ребенку искренним, привлекательным и непосредственным.
Игровой массаж тоже проводится на муз. занятиях. Детям приятно хлопать в ладоши, играть кулачками и указательными пальчиками, растирать ушки (чтобы лучше слушали). Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом: повышаются защитные свойства всего организма, улучшается циркуляция крови и лифмы, тонизирует центральную, нервную систему, развивает у ребенка позитивное отношение к собственному телу.
Пение – один из любимых детьми муз видов деятельности. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение в хоре объединяет, создает условия для положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Пение с движением формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Пение организует деятельность голосового аппарата, ,укрепляет голосовые связки, развивает дыхательные мышцы, вызывает реакции связанные с улучшением кровообращения в легких. В пении происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь. Работая с детьми, постоянно следим за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звуки и не слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему.
Праздникотерапия. Праздник – это всплеск положительных эмоций. На праздниках важно настроить детей эмоционально. Увлечь за собой в мир музыки и сказки. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребенка, обучить его и сохранить детство.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, многие родители не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. .Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и муз руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здровьесбережения.