Папки-передвижки

Влияние физических упражнений на развитие речи

Виктория Черичен
Влияние физических упражнений на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение.

Публикация «Влияние физических упражнений на развитие речи» размещена в разделах

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни. Движение – это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые-родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Работа по обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования (утренняя гимнастика, НОД по физическому развитию, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность, закаливание) считалок, словесных игр, стихотворного текста.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2-ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения : ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища. Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия. Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражнения проводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фит-болами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фит-болов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением. Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами. Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по развитию связной речи.

Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания) .

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Комплексы занятий по речедвигательной гимнастике для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Занятие 1. «НАША ОСЕНЬ»

ОБОРУДОВАНИЕ: Плоскостные диски, разложенные по кругу; иллюстрации грибов — сыроежки, подосиновика, мухомора, опят, поганки; иллюстрации ягод — земляники, ежевики, клюквы, брусники, черники; шапочка волнушки.

Дети встают в круг. На полу по кругу разложены плоскостные диски-«кочки».

Инструктор:

Здравствуйте ребята.

Наступил новый день.

Заниматься нам не лень.

Вас в лес сегодня приглашаю

И новых встреч всем обещаю.

1. Двигательные упражнения «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять, Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем Ходят «змейкой»между «кочками».

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали Бегут на носках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешагивая

через «кочки».

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке Маршируют.

Мы весело шагаем.

2. Чистоговорка «С — С’»

Са-са-са — на траве лежит роса. Дети встряхивают кистями рук.

Су-су-су — в лесу увидели лису. Приставляют раскрытую ладонь

к глазам.

Си-си-си — в пруду живут караси Прижимают ладони друг к другу

и качают ими вправо-влево.

Ся-ся-ся — мы поймали карася. Поднимают и опускают

сложенные ладони.

3. Двигательные упражнения «Грибы»

Перед каждым упражнением загадывают загадку и показывают соответствующую иллюстрацию.

Вдоль лесных дорожек И. п. — основная стойка, руки на поясе

Много белых ножек Дети наклоняют голову вправо-влево.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это. (сыроежки).

Под осинкой И. п. — основная стойка.

Стоит мальчик-с-пальчик, Поворачивают корпус вправо - влево.

На нем сер кафтанчик,

Шапка красненькая.

(Подосиновик)

А вот кто-то важный И. п. — основная стойка.

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке — горошки.

(Мухомор)

Инструктор считает:

На счет «1» дети наклоняются вперед, прикасаясь ладонями к голове; на счет «2» — возвращаются в исходное положение.

Что за ребятки на пеньках И. п. — основная стойка.

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?

(Опята.) Приседают с хлопком над головой.

Посмотрите-ка, ребята, Прыгают на двух ногах.

Тут — лисички, там — опята,

Ну, а это на полянке ядовитые.

(Поганки). С. Михалков

4 Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз.

5. Упражнение на развитие внимания «По ягоды»

Мы шли, шли, шли, Дети идут по кругу друг за другом.

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять! Приседают и «собирают ягоды» в ладошку.

Мы идем искать опять. Встают.

Занятие 2. «огородные истории»

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации овощей и фруктов.

1. Пальчиковая игра «Варим суп»

Эй, ребята! Эге-гей! Дети хлопают в ладоши.

Чистим овощи для щей. Ставят ладони параллельно друг другу,

Режем мы капусту — пальцы выпрямлены.

Поочередно поднимают и опускают

ладони («рубят»).

Будет супчик вкусный. Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони

Чистим мы картошку, Сгибают руки в локтях,.

Чистим очень ловко, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.

Мы натрем морковку, Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)

Красную головку.

А потом, а потом Стучат по левой ладони ребром правой.

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубок чесночка. Мелко перебирают пальцами правой руки,

Мы посолим супчик. собранными в щепоть («солят»).

Попробуй, голубчик! Протягивают обе ладони вперед.

2. Общеразвивающие упражнения «На огороде»

Приходите в огород Дети маршируют.

Посмотреть, как все растет, И. п. — основная стойка, руки на поясе.

Как играют в прятки На счет «1» — приседают, ладонями

закрывая лицо на счет «2»,

Огурцы на грядке. возвращаются в и. п. И. п. – основная стойка.

Как подсолнухи в картошке Стойка, руки опущены. На счет «1» — поднимают руки через стороны вверх и встают на носки, на счет «2».

Тянут к солнышку ладошки. Возвращаются в И. п.

Как от утренней росы И. п. — основная стойка, рук на поясе.

Наклоняют корпус вправо-влево.

У бобов блестят усы. И. п. — основная стойка, руки на поясе.

Как краснеют у забора Поворачивают корпус вправо и

Великаны-помидоры. влево. И. п. — основная стойка, руки на

поясе. На счет «1» — наклоняют корпус

вперед, разводя руки в стороны, на счет «2» —возвращаются в И. п.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород — Прыгают на двух ногах с хлопками над головой.

Очень интересно.

Е. Благинина

3. Игра на развитие внимания «Лужа»

Дети легко бегут друг за другом, на удар тарелок делают прыжок на 2 ногах вперед («перепрыгивают через лужу»).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

5. Стихотворение с движениями «Малина»

Раз — малинка, Дети сжимают пальцы в кулаки.

два — малинка, …Разжимают, сначала указательный палец, затем средний.

Ела ягоды Маринка, Прикасаются пальцами правой руки, собранными в щепоть, к левой ладони («есть»).

И в корзинке у Маринки Переплетают пальцы

Не осталось ни малинки. Покачивают указательным пальцем вправо- влево.

Кто по ягоды пойдет, Хлопают в ладоши 4 раза. Прижимают

Тот корзиночку возьмет! Ладони друг к другу и на последнее слово

протягивают ладони вперед.

Т. Коти

6. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве, координации движений

На ослике мы ехали – Дети идут высоко поднимая ноги.

До угла доехали. Руки согнуты в локтях перед собой, кулачки

«удерживают вожжи».

Сели на машину - Дети идут топающим шагом.

Зашуршали шины. Руки полусогнуты в локтях перед собой,

На машине ехали - ладошки сжаты в кулаки,

До реки доехали. движутся поочередно вверх-вниз, имитируют

управление рулем.

Тр-р-р! Стоп! Притопнуть ногой,

Разворот! повернуться кругом.

На реке пароход.

Пароходом ехали, Пружинящие полуприседания, дети руками

имитируют работу лопастей парохода.

К берегу подъехали.

Пароход не везет.

Впереди огород.

Осторожно иди! Дети двигаются «змейкой».

Овощи ты не помни!

(По мотивам стихотворения И. П. Токмаковой)

7. Развитие продолжительного выдоха «Огород»

Инструктор:

Как под осень в огород

Собирается народ.

Здесь весною было пусто,

Летом – выросла…

Дети. Капуста.

Плавно развести полусогнутые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч. Одновременно сделать глубокий вдох носом. На выдохе сдавить ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделах, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед, произнося «ах!»

Инструктор: Соберем сейчас в лукошко

Очень крупную…

Дети. Картошку.

Поднять руки вверх, слегка потянуться – вдох. Выдохнуть, Опустить руки вниз, произнося «эх!»

Инструктор: От дождя земля намокла.

Вылезай толстушка…

Дети. Свекла.

Руки поднять вверх – вдох. За голову – выдох, произнося «уф-ф-ф!»

Инструктор: Из земли за чуб плутовку

Тянем сочную…

Дети. Морковку.

Руки на поясе, слегка прогнуться назад. Сделать глубокий вдох носом. Затем наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить «ха-хо-ху».

Инструктор: Помогает деду внук –

Собирает с грядок…

Дети. Лук.

Руки на уровне плеч. Поворот туловища вправо – вдох. Возвращение в исходное положение – выдох. На выдохе произносить «ма-мо».

8. Игра на формирование связной речи «Передай доброту»

Дети встают в круг. Каждый ребенок, бросая мяч соседу произносит ласково название 2-3 овощей или фруктов.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Набор карточек по технике выполнения физических упражненийНабор карточек по технике выполнения физических упражнений Разработала: Сайфуллина Л. Х., МБДОУ ДС 53, г. Миасс Я разработала наглядное пособие «На зарядку становись» из 15 карточек. Пособие предназначено.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние физических упражнений на развитие речи
Опубликовано: 15 июня 2023 в 14:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние физических упражнений на развитие речи» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Черичен в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД