Ольга Бажаева
Консультация «Виды и роль игр в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает одно из важнейших мест во всестороннем развитии детей. Она активизирует ребенка, способствует повышению жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.
Личностные качества ребенка формируются ведущей деятельностью, определяющей его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Ведь именно игра дает возможность малышам раннего возраста почувствовать себя самостоятельными, проявлять себя в общении со сверстниками, а также уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют практически единственную возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Публикация «Консультация „Виды и роль игр в жизни дошкольника“» размещена в разделах
На втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам.
Развитие игрового творчества сказывается во многом в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.
Игры можно условно подразделить на несколько классов:
• творческие (игры по инициативе детей);
• дидактические (игры по инициативе взрослого с готовыми правилами);
• народные (созданные народом).
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.
Творческие игры подразделяются:
• сюжетно-ролевые;
• театрализованные;
• конструкторские.
Сюжетно-ролевая игра – это первая проба социальных отношений. Интерес к сюжетно-ролевым играм развивается у детей примерно к 3 годам. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Ребята охотно принимают на себя роли парикмахера, водителя, доктора, однако, в силу возраста подражают не полносью, в силу недостаточно развитого кругозора и имеющихся опыта и знаний.
Театрализованная деятельность – одна из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального и искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций.
Театрализованные игры делятся на две основные группы:
• режиссерские (ребенок как режиссер и одновременно голос за кадром организовывает театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В др. случае актерами, режиссерами являются сами дети, договариваются кто и что будет делать).
• игры-драматизации (создаются по готовому сюжету из литературного произведения. План игры, последовательность действий определяется предварительно). Такая игра более сложна для детей, т. к. надо хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение. Особенное значение данной игры – оно помогает детям больше понять идею произведения, чувствовать ее художественную ценность.
Конструкторские игры – это игры направляют внимание детей на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков. В таких играх у детей ярко проявляется интерес к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материал для таких игр может быть различным (песок, глина, шишки, листья, мозаика, бумага, модульные блоки).
Очень важно, чтобы педагог помог детям совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.
В процессе конструкторских игр у ребенка активно и постоянно создается что-то новое. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.
Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструкторские особенности, мышление, приучают к сосредоточенности. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно переходя к более сложным. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно-ролевыми играми, для развития творческой мысли.
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении определенных привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга.
По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей. Органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются пи их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них (выделять характерные признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам).
Игра не только выявляет индивидуальные особенности, личностные качества ребенка. Но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учении.
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, что способствует их гармоничному развитию, удовлетворяет потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта.
Народные игры – это игры, построенные с учетом этнических особенностей.
В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции. Такие игры способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.
Народные игры должны занять соответствующее место в системе воспитания и обучения детей, приобщая их к истокам национальной культуры и духовности.
Ребенок живет в игре. Следовательно, задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра, аккуратно направляя малышей и расширяя их игровой опыт.