Виктория
Влияние физминуток, динамических пауз, минуток здоровья, психогимнастики на сохранение и укрепление здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему: «Влияние физминуток, динамических пауз,
«минуток здоровья, шалости (имитационные игры,
доброго чтения, фантазии, открытий»,
психогимнастики на сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста»
Публикация «Влияние физминуток, динамических пауз, минуток здоровья, психогимнастики на сохранение и укрепление здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.
Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.
Несмотря на то, что ребенок двигается достаточно много, следует отметить важность для физического и психического здоровья.
Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, проводятся для снятия утомления, переключения внимания с одной деятельности на другую, профилактика нарушений осанки, зрения. Комплекс состоит из 3-5 упражнений, продолжаются не более 1- 2 минут.
Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток длительностью и проводятся в течение 5 -10 минут (6-8 упражнений). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы) обеспечивается некоторое снижение умственного утомления, нервного напряжения. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц.
Уместно и целесообразно физкультминутки проводить в середине занятия, а в перерывах между занятиями – динамические паузы.
Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 4-5 лет –на 9-11 минуте занятия, у детей 5-6 лет - через 12-14 минут, в 6-7 лет - через 14-16 минут.
При подготовке и проведении физкультминуток и динамических пауз необходимо помнить : - перед началом физкультминутки важно, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг другу и приняли исходное положение; - периодически использовать различный инвентарь, пособия, а также музыкальное сопровождение; - при подборе речевого материала для физкультминуток и динамических пауз необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия.
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
1) Общеразвивающие упражнения - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
2) В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными. Хорошо знакомыми детям правилами;
3) В форме дидактической игры с движениями - хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
4) В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
5) В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее: -текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки; - преимущество отдается стихам с четким ритмом; - содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
6) В форме любого двигательного действия и задания - отгадывание загадок не словами, а движениями; -использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
7) «Минутка здоровья»- это разнообразные упражнения, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной и мелкой моторики, речи, положительного самоощущения. «Минутки здоровья» проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Они хорошо вписываются в систему оздоровительной деятельности любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как построены в соответствии с современными подходами и направлены на формирование здорового образа жизни.
Основные требования к проведению физкультминуток :
• проводятся на начальном этапе утомления 7-9-12-14-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.) ;
• подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
• отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц; Комплекс упражнений должен быть направлен на основные большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызванное длительным сидением;
• Обязательно следует подбирать такие упражнения, как потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на раскрытие грудной клетки, что выполняется с одновременными движениями рук вверх и в стороны - они способствуют выпрямлению позвоночника и повышают тонус мышц-разгибателей туловища;
• Упражнения должны быть согласованы с видом и тематикой занятий, характером деятельности. На занятиях по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте-насыщена изучаемым звуком.
По установленной методике физкультминутки выполняют сидя за столом, стоя за столом, около стола. Однако, упражнения для физкультминуток лучше выполнять на ковре. Это обеспечит простор и даст возможность выполнять упражнения из разных исходных положений (лежа на спине, боку, животе, что имеет большое значение для коррекции позвоночника. Кроме того, на ковре дети могут выполнять игровые упражнения на развитие гибкости и подвижности позвоночника: прогибание и выгибание позвоночника («добрая и злая кошка», ползание по полу с опорой на кисти рук и колена как «собачка», «черепашка», «жучки», «змея».
Главная цель проведения динамических пауз (физкультминуток) – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики :
• игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
• сохранение эмоционального благополучия детей;
• опора на воображение;
• возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики :
• опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
• создание возможности для самовыражения.
Задачи психогимнастики :
• дети приобретают навыки ауторелаксации;
• обучаются технике выразительных движений;
• корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
• избавляются от эмоционального напряжения;
• учатся распознавать эмоции и управлять ними.
Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:
• относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;
• каждого ребенка принимать таким, какой он есть;
• не допускать упреков и порицаний за неуспех;
• занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
• давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
• развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
• постепенность развивающее- коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Где и как можно использовать психогимнастику :
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной) .
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию.
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Также психогимнастические комплексы нужно включать в в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования здоровьесберегающие технологий педагогами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей : они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.