Марина Гуторина
Консультация учителя-логопеда родителям: «Учимся правильно произносить шипящие звуки»
▼ Скачать +Заказ
Для того, чтобы правильно произнести шипящие [Ш], [Ж], язык должен занять определенное положение в ротовой полости. Он непременно широкий, передний край языка поднят вверх и образует щель с твердым нёбом возле верхних передних резцов, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Важно, чтобы язык был абсолютно симметричен, в противном случае может полу-читься боковое произношение шипящих.
Упражнения, которые помогут поставить шипящие звуки
Публикация «Консультация учителя-логопеда родителям: „Учимся правильно произносить шипящие звуки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
1. Упражнение «Лопатка» : рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, боковые края приподняты, по кромке языка образуется как бы валик.
Если не удаё тся сделать язык широким:
Придется упростить упражнение и наказать непослушный язычок, шлё пая его гу-бами: «пя-пя-пя», кусая его зубами: «тя-тя-тя».
2. Упражнение «Чашечка» : рот открыт, широкий язычок с высоко приподнятыми краями находится возле верхних зубов. Важно, чтобы нижняя губа при этом не «подсаживала» язык.
3. Упражнение «Фокус». Широкий (в форме «чашечки») язычок высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, бо-ковые края языка соприкасаются с уголками рта. Вы кладёте ему на кончик носа кусочек ватки, после этого ребенок должен подуть на ватку, не теряя формы языка. Ватка летит вверх. Если этого не происходит, значит, струя воздуха пошла не в том направлении, например, в углы рта, или в щёки. А может быть, ребенок не удержал язык. Воздушная струя очень важна при постановке шипящих.
Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытя-гиваться вперёд «хоботком». Следует также обратить внимание и на нижнюю губу. Она порой мешает: подворачивается за нижние зубы, излишне напрягается, «под-саживает» язык.
После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком лег-ко и непринужденно, переходим к постановке самих шипящих.
Вместе с ребёнком вспоминаем, где можно услышать этот звук?
- шипение змеи;
- шипение воздуха, выходящего из сдуваемой шины;
- лес шумит на ветру;
- шипение рассерженной кошки;
- шуршание осенней листвы под ногами и т. д.
Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [ш-ш-ш].
Аналогично идёт работа и над [Ж]. Только изображаем доброго жука и жужжим: «Ж-Ж-Ж-…».
Кроме жука этот звук издают :
- шмели,
- работающие электромоторы
Закрепление звуков идёт сначала в изолированном произношении, затем – на мате-риале слогов, потом слов, словосочетаний, чистоговорок, стихов и текстов.