Наталья Голубева
Консультация учителя-логопеда по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный риторик»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя-логопеда по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально – педагогической направленности «Юный риторик».
"Здравствуйте, уважаемые коллеги.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – умеют не достаточно.
Дошкольники мало посещают библиотеки, мало читают книг, мало рассматривают иллюстрации и не могут описать в 2-3 фразах свой личный опыт впечатлений, ощущений. У детей часто встречаются речевые нарушения, имеются проблемы с речевым поведением.
Публикация «Консультация учителя-логопеда по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе „Юный риторик“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками, например, родственниками, детьми младшего возраста, родными, близкими, чужими, незнакомыми, поэтому ребёнку нужно знать, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т. д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.
Поэтому мною была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Юный риторик».
Занятия начинались со знакомства детей с Риториком. Это игровой персонаж, который будет с детьми на всем протяжении путешествия детей по занимательной стране «Риторика». Он будет помогать решать различные проблемы, играть с детьми в разные игры, предлагать игровые ситуации, учить детей правильно общаться.
Наши занятия начинались с постановки определенной проблемы, которую необходимо решить. Для этого сначала нужно сделать речевую разминку, другим словом, артикуляционную гимнастику. Это комплекс упражнений, направленных на повышение качества работы органов речевого аппарата и формирования нужных укладов для произношения фонем, для улучшения подвижности губ, языка.
Также на занятиях мы делаем дыхательную гимнастику. Она позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Например, упражнение «парашют» : поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился парашют.
На занятиях используем картинки. Показываю нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение. Примеры картинок: свеча (ее нужно задуть); роза (дети глубоко вдыхают ее аромат); одуванчик (нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки) и другие. Все эти упражнения учат детей управлять своим дыханием, как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия, помогают бороться с волнением, эмоциональной усталостью.
На занятиях дети выполняют задания на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Детям нравятся такие дидактические игры, как «Четвертый лишний», «Волшебное слово», «Съедобное — несъедобное», «Я скажу, а ты — запомни» и другие. С помощью этих игр дети закрепляют навыки вежливого поведения и общения, доброжелательного отношение друг к другу, стремление помочь, поддержать, совершенствовать умение логично и связно излагать свои мысли.
Всегда интересно проходят занятия с использованием элементов театрализации. Мы инсценируем сказки, стихи, потешки. Задача детей не только выразительно передать речь своего героя, но и придумать какие – то жесты, движения, которые подчёркивают его характер. С помощью театрализации у детей развивается представление о вежливости, как вежливо обратиться с просьбой к собеседнику. У детей развиваются артистические способности, умение изобразить эмоции и настроение.
Например, инсценировка сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк». Детям очень нравится театрализованная деятельность. У каждого ребёнка свой образ.
На занятиях мы составляем рассказы на разные темы. Дети учатся составлять связный, последовательный рассказ. Например, составляем рассказ на тему «Медвежонок в детском саду». Используем наглядный материал. А также используем схему, как надо описывать игрушку: цвет, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть, чем он питается и что умеет делать. Заканчиваем занятия своеобразным соревнованием на лучший рассказ. Дети определяли победителя, аргументируя свою точку зрения. В результате таких занятий, у детей развивается связная и диалогическая речь, обогащается словарный запас путём введения новых слов.
Также на занятиях играем в речевые подвижные игры. Это один из методов стимулирования и развития речи. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые регулируют поведение играющих, способствуют выработки коллективизма, честности, дисциплинированности, ловкости и быстроты реакции. С помощью этих игр у детей формируется желание идти на контакт со сверстниками и взрослыми, формируется желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.
Чтобы снимать напряжение, проводим речевые физминутки. Например,
Петушок стоит на ножке
И клюёт в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюёт).
Ой, устала ножка,
Похожу немножко (ходьба на месте).
Физминутки выполняют много функций. А именно коммуникативную — объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой.
На занятиях мы используем пальчиковые игры, которые способствуют развитию мозга ребёнка, стимулирует развитие речи, творческих способностей, фантазии ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Например, «Птички» :
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель. (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка — злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями).
С помощью пальчиковых игр развивается восприятие, умение детей выслушивать речь взрослого, развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
На занятиях мы развиваем фонематический слух с помощью игр. Используем такие игры как «Выдели слово» (дети хлопают в ладоши тогда, когда услышат слова, с заданным звуком); «Кто больше?» (игра-соревнование, дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук); «Где звук?» (взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них).
На занятиях по риторике с детьми мы знакомимся с мимикой и жестами. Развиваем навыки невербального общения. Играем в игру «Обмен приветствиями». Дети встают в два круга лицом друг к другу и выполняют задание. Например, поприветствуйте друг друга только глазами, только головой, только руками, только плечами.
Детям очень нравится игра «Угадай эмоцию». Учимся различать эмоции людей по мимике (радость, грусть, злость, удивление). Дети достают из коробочки карточки, отгадывают эмоцию и называют ее. Остальные анализируют, правильно ли отгаданы эмоция. В конце занятия мы играем в упражнение «Пирамида любви». Каждый из нас кого-то любит, но необязательно словами выражать свою любовь, можно и руками, с помощью жестов. Строим «пирамиду любви» из наших рук. Каждый назовет что-то любимое и положит свою руку. С помощью этих игр воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим, умение наблюдать, чувствовать настроение другого.
С детьми применяем речевой этикет в разных ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности и извинения). Ребёнок должен научиться договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства и реагирует на речь говорящего в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок способен определить степень вежливого поведения, умеет оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения (так вежливо – так невежливо; так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т. п.)
Таким образом, дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем. Дети с помощью программы «Юный риторик» учатся свободно общаться друг с другом. А также учатся связно, понятно и грамматически правильно выражать свою мысль.