Ольга Поверинова
Консультация учителя-логопеда для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»
▼ Скачать
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл всего текста, излагать свои мысли в письменной форме, то есть овладение письменной речью. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо эти умения сформировать ещ в детском саду.
Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от родителей, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил реб нок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу) Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают губы, зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р’], а в слове "рука" - тв рдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ’, например: [р’].
Звуки на письме обозначаем буквами. Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова. Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ.
Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
• написать букву в воздухе, на столе;
• выложить печатную букву из карандашей, сч тных палочек, шнурков, вер вочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Необходимо запомнить:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- не выражайте свое недовольство, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
-хвалите ребенка за старание.
Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме. И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Удачи вам!