Людмила Шаповалова
Консультация учителя-логопеда для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики в летний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Многим родителям известно, насколько важно развивать у дошкольников мелкую моторику. И необходимо это не только для подготовки руки к письму, но и для стимуляции речевого развития ребенка, которое происходит благодаря близкому расположению отвечающих за эти функции центров в коре головного мозга.
В течение учебного года мы с вами усердно трудились над развитием мелкой моторики, речи и других познавательных процессов у детей. Однако в летний период без должного внимания ребята могут «растерять» сформированные навыки. При этом из собственного опыта я сделала вывод, что лето – наилучшее время года для всестороннего развития ребенка благодаря длинному световому дню, насыщенному витаминами питанию и другим благоприятным факторам. Летние месяцы – также отличное время для игр на свежем воздухе и, в том числе, игр на развитие мелкой моторики.
Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей „Игры и упражнения для развития мелкой моторики в летний период“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры летом. Консультации
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Замечательным подспорьем в этих играх послужит природный, бросовый и подручный материал: камешки, веточки, шишки, различные семена, орехи, бобы, пластиковые пробки, пуговицы, прищепки и др.
Сортируем предметы.
Для этой игры понадобятся три емкости. В одной из них необходимо смешать схожие по форме и размеру предметы, например, горох и фасоль (гречку и рис; пуговицы и фишки и т. д.). Ребенок сортирует данные предметы, раскладывая их в две емкости. Усложнить задачу можно, предложив ребенку брать горошины только левой рукой, а фасоль – только правой, задействовав при этом в работе обе руки сразу. Еще более сложный вариант: горошины кладем левой рукой в емкость, стоящую справа, а фасоль – правой рукой в емкость, стоящую слева.
Можно сортировать и предметы одинаковой формы, отличающиеся только по размеру, например, маленькие, средние и крупные пуговицы.
Выкладываем орнамент.
Очень нравится ребятам создавать узоры из мелких деталей. Использовать для этого можно те же предметы, что и в предыдущей игре, а также камешки, скорлупки от орехов, ракушки, пробки, палочки от мороженого, спички, веревочки и др. Сначала лучше попросить ребенка выложить узор по образцу, затем по памяти, а далее – дать волю его собственной фантазии. Узоры можно выкладывать и на дощечках или картоне, закрепляя детали с помощью клея, либо пластилина. Выложить можно не только орнамент, но и слова.
Стираем кукольные вещи.
Для игры понадобится таз с водой, веревка, прищепки. В процессе игры ребенок учится раздевать кукол, расстегивать пуговицы, отжимать мокрое белье, закреплять его на веревке с помощью прищепок. Когда белье высохнет, пусть ребенок снимет его с веревки и наденет на куклу. Как показывает практика, даже дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, часто с трудом выполняют подобные действия. Данная игра помогает развивать у них моторную ловкость, укреплять мышцы пальцев рук, совершенствовать точность движений.
Делаем бусы.
Для данной игры пригодятся прочная нить, пуговицы и бусины, но можно использовать также и природный материал, проделав в нем отверстия. Нанизывать детали можно в определенной последовательности, либо от самых мелких к самым крупным и наоборот. Полезно будет нанизывать бусины на нить как слева направо, так и справа налево, задействовав в процессе, опять же, обе руки.
Волшебный мешочек.
Поместите в небольшой мешочек или непрозрачную емкость мелкие, знакомые ребенку предметы: игрушки «киндер-сюрприз», детали конструктора, пуговицы, ракушки, желуди, орехи и т. п. Необходимо встряхнуть мешочек и дать малышу наощупь найти в нем заданный предмет, либо, определить, какой предмет он взял в руку, прежде чем его вытащить. Если ребенок не ошибся, то может забрать этот предмет себе. Играть веселее с двумя и более участниками, когда присутствует соревновательный момент.
Ищем спрятанный предмет.
Прячем в сухом бассейне, наполненном песком или другим наполнителем (крупа, опилки) мелкие игрушки, ребенок находит и достает их. Как и в предыдущей игре, можно попросить его также сначала наощупь отгадывать и называть найденный предмет.
У кого больше?
Еще одна игра, в которую хорошо играть компанией. Ребятам нужно набрать как можно больше горошин таким образом: хватаем горошину большим и указательным пальцами и удерживаем с помощью остальных, как при сборе ягод. Делать это можно как одной, так и двумя руками.
Шагаем пальчиками.
Предлагаю два варианта данной игры: с пластиковыми пробками и с камешками.
Для первого варианта понадобятся две пробки, которые нужно положить на твердую гладкую поверхность кверху внутренней стороной. Ребенок ставит указательный и средний пальцы в пробки и шагает пальчиками «как на лыжах». Таким образом можно также закреплять произношение сложных слов - «шагая», проговаривать их по слогам.
Второй вариант игры проведите с использованием камешков. Ребенок может самостоятельно выложить из них дорожку, а затем пройти по ней указательным и средним пальцами, сжав остальные вместе, представляя, что переходит по камешкам реку или ручей.
Что же внутри?
Плотно оберните фольгой различные предметы: орехи, каштаны, мелкие игрушки и др. Пусть ребенок сначала попробует отгадать наощупь, что за предмет спрятан внутри. Затем аккуратно развернет фольгу, стараясь не порвать ее, чтобы узнать, отгадал он или нет.
Мастерим ёжика.
Для данной игры понадобятся глина или соленое тесто, либо пластилин. Лепим тело ёжика и дополняем его «иголками». Использовать с этой целью можно палочки, сосновые или еловые иголки, спички и даже семечки. На иголки можно нанизать ягоды, листочки, вишенки и т. д. Не забудьте также прикрепить зверьку глазки и носик.
Данные игры не только помогут увлечь ребенка во время прогулки и весело провести время, но и способствуют развитию у него ручной моторики, восприятия, мышления, воображения, творческих способностей. Желаю успехов!