Габдуллина Анастасия Анатольевна
Консультация «Учимся составлять синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации :
ознакомление и освоение способов составления синквейнов с педагогами.
Ожидаемый результат:
Составления участниками мастер-класса синквейна;
Создания мотивации для применения синквейна в работе с детьми.
Публикация «Консультация „Учимся составлять синквейн“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.
Цель данной методике: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.
Актуальность использования дидактического синквейна практике объясняется тем, что:
- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу логопеда.
.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Использовать данную методику можно начиная со старшей группы, когда дети уже овладели понятием слова- предмет, слово- признак и слово-действие.
Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).
У синквейна есть условные обозначение.
1. Слова –предметы;
2. Слова- признаки;
3. Слова- действия.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :
I этап – подготовительный.
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).
Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.
Формы организации образовательного процесса:
1. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.
3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов-действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна.
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Существует алгоритм синквейна для детей- дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
III этап практический.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
О чем можно составлять синквейн? Напрмер о музыке,о природе, о танцах, омаме и папе, об изученном на занятии, о настроение, о животных и т. д.
Примеры составления синквейна
1. Кто? Заяц
2. Какой? Белый, Пушистый
3. Что делает? Прячется, боится, прыгает
4. Предложения. Заяц меняет шубу зимой
5. Ассоциация. Дикое животное.
1. Что? Зима
2. Какая? Холодная, снежная
3. Что делает? Укутала, закружила, радует.
4. Предложение. Покрылась земля белым ковром.
5. Ассоциация. Снегопад
Могут быть использованы еще и такие варианы работы:
1. составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
2. Можно составить синквейн – загадку.
Примеры синквейнов-загадок :
-Серый, колючий. Фыркает, спит, сворачивается. Мне нравится этот зверек. Лес.
-Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)
- Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны).
3. Также можно составить синквейн по прослушанному рассказу;
4. Использовать картинки для составление синквейна (например Береза. Красивая, Зеленая. Любоваться, радует, опадает. Дерево).
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Используемая литература:
Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).
Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.