Елена Приображенская
Консультация «Предметно-пространственная среда по познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Публикация «Консультация „Предметно-пространственная среда по познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Познавательно-исследовательская деятельность активность ребенка, направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Принципы организации в группе развивающей предметно- пространственной среды в центре экспериментирования (исследования, проектирования) и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО:
1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;
2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;
3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т. д., а также дидактические игры и их картотеки;
4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);
5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);
6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т. д.);
7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей,
учет гендерного развития ребенка.
Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.
Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность детей претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления, поэтому необходимо учитывать этот факт при создании предметной среды во всех возрастных группах детского сада.
Предметно-игровая среда по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду служит зоной опережающего развития детей.
Во всех возрастных группах, начиная с первой младшей группы, должны быть специально созданные уголки, которые способствуют расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, типа «Почемучка», «Уголок Знайки», «Уголок моделирования», «Музыкальная лаборатория» и т. п., где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством.
В качестве центров развития могут выступать:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
уголок ряжения (для театрализованных игр);
книжный уголок;
зона для настольно-печатных игр;
выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
уголок природы (наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголок для игр с песком;
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
При оборудовании центров необходимо учитывать следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.
При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Цель организующей функции- предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в исследовательской деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
Формы работы по поисково-исследовательской деятельности
- НОД;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- знаково-изобразительные средства;
- лабораторные работы;
-киносеансы;
-прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
-эксперименты и опыты;
-рассматривание картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки;
-акции добрых дел;
-предметные недели;
- кружковая деятельность.
Структура детской познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?»
В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать»
Средства : язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Необходимо создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.
Приборы и оборудование для мини – лабораторий
Младший дошкольный возраст
- Книги познавательного характера для младшего возраста.
- Тематические альбомы.
- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки зимы, весны, осени», «Ткани».
- Песок, глина.
- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
- Материалы для игр с мыльной пеной, красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- «Бросовый материал» : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки- семена бобов, фасоли, горох.
- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
- Книги познавательного характера для среднего возраста.
- Тематические альбомы.
- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени, «Ткани». «Бумага», «Пуговицы».
- Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)
- Песок, глина;
- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
- Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- Семена бобов, фасоли, гороха- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
-Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- «Бросовый материал» : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
- Серии картин с изображением природных сообществ.
- Книги познавательного характера, атласы.
- Тематические альбомы.
- Коллекции: мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня».
- Материалы распределены по разделам : «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» .
- Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- Сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда.
-Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
- Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».
- Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов.
- Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни.
Развивая познавательную сферу ребенка — дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.